|
«Белэм» был спущен на воду в 1896 г. с верфи Дюбижона (Нант,
Франция), известной строительством крупных судов, способных дойти до мыса Горн.
Правда, «Белэм» представлял собой барк гораздо меньшего размера, предназначенный
для трансатлантических торговых рейсов на Карибские острова и восточное
побережье Южной Америки; это было одно из последних «вест-индских» судов.
Первым владельцем парусника стала компания «Дени Круан и
сыновья» из Лаготельри (Нант), а основным занятием тех дней — перевозка
кардифского угля в гавани Ривер-Плэйт, живых мулов из Монтевидео в бразильский
порт Белэм, откуда следовало забрать груз какао-бобов для шоколадных фабрик
Мерье во Франции. Рейсы не всегда проходили гладко: «Белэм» страдал от пожара и
имел столкновение с пароходом, попадал в передряги, вызванные бесконечными
южноамериканскими революциями, и не раз задерживался под карантином в связи с
эпидемией желтой лихорадки.
Однако 2 мая 1902 г. корабль попал в передрягу: судно
стояло на дальнем рейде в ожидании, когда освободится нужный причал в
перегруженном порту Сен-Пьер на о. Мартиника, и в это время произошло извержение
вулкана Пеле, стершее с лица земли эту местность вместе с 40- тысячным
населением.
В 1907 г. «Белэм» был продан братьям Деманж и стал
использоваться для транспортировки продуктов и иных товаров из Франции в
довольно зловещее место — каторжную тюрьму Папийон во Французской Гвиане.
Совершив 10 таких рейсов, судно вновь было продано и опять стало возить грузы
через Атлантику. После 32 трансатлантических рейсов корабль в 1914 г. обрел
покой — его купил герцог Вестминстерский, чтобы переделать под личную яхту.
В годы войны «Белэм» находился на верфи «Кэмпер и
Николсон» в Госпорте (Англия) К тому времени яхту снабдили двумя
вспомогательными двигателями, сохранив при этом парусную оснастку. С 1919 по
1921 г. судно ходило по Средиземному морю.
В 1921 г. судно купил лорд А. Гиннесс, известный пивовар.
Он дал паруснику новое имя «Фантом 2» и совершал на нем кругосветные
путешествия, а также ходил в Арктику и Канаду. Гиннесс скончался в 1939 г., а
барк остался на приколе в Коусе (о. Уайт).
В 1951 г. итальянский граф Витторно Чини приобрел судно
для своего венецианского фонда, занимающегося обучением сирот из семей моряков.
Получив новую оснастку и сделавшись баркентиной, корабль обрел и новое имя «Джорджо
Чини» в память графского сына, до 1965 г. он совершил несколько коротких круизов
по Адриатике.
Следующими хозяевами корабля стали итальянские
карабинеры, вознамерившиеся использовать судно для обучения и в
представительских целях. Однако владельцы в 1974 г. выставили его на продажу.
Наконец, в 1979 г. началась кампания по возвращению
судна во Францию, и национальный сберегательный банк «Кзс д’Эпарнь» выкупил
парусник. Снова переименованный в «Белэм», он был отбуксирован силами ВМС
Франции в Брест, где ему предстояло подвергнуться переоборудованию и
переоснастке и стать учебным судном. Однако постепенно «Белэм» превратился в
музейный экспонат. В этом качестве он выставлялся в Париже с 1982 по 1985 г.,
хотя одновременно продолжались работы по переоснастке барка.
В 1986 г. парусник прибыл в Нью-Йорк на празднование
100-летней годовщины статуи Свободы. И с тех пор с марта по октябрь совершает
краткосрочные учебные рейсы вдоль побережья Франции.
|