Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Bellona»
(Беллона)
|
 |
74-пушеные линейные корабли составляли костяк флота всех морских
держав 18-го века. Название «линейный корабль» происходит от строя, в
котором велись сражения эскадр друг против друга. Впервые это построение
было применено в битве под Ловстофтом в 1655 году во время второй
англо-голландской войны. Идея заключалась в том, что корабли шли друг за
другом, и в момент, когда они оказывались напротив линии кораблей
противника, начиналась артиллерийская дуэль. Требования к строю были
настолько догматичны, что капитан корабля, нарушившего его,
приговаривался к смерти.
Линейное построение кораблей оказывалось наиболее эффективным в случае
использования судов, схожих по огневым, скоростным и маневренным
характеристикам. И в наибольшей степени этим требованиям удовлетворяли
именно 74-пушечные корабли, имеющие прочный корпус и сильное вооружение,
а установка дополнительных парусов позволяла заметно повысить скорость
при благоприятном ветре. Пушки размещались на двух орудийных палубах. На
нижней размещались 35-фунтовые пушки – наиболее тяжелый орудия из
использовавшихся в морских битвах второй полвины 18-го века. На верхней
палубе помещались 18-фунтовые пушки. На носовой палубе и на полубаке
размещались 9-фунтовые пушки.
В конце 18-го века линейные корабли начали довооружать или перевооружать
коронадами, - пушками с коротким стволом, которые отличались удобством
эксплуатации и значительным весом снаряда – до 68 фунтов.
Строительство линейного корабля Bellona было начато на верфи Чатхэм 10
мая 1758 года. Корпус был завершен 19 февраля 1760 года, а уже 8 апреля
1760 года Bellona вошла в состав Западной эскадры и присоединилась к
блокаде Бреста. До начала 1761 года корабль и его экипаж ничем особым не
отличись. В мае 1761 года линейный корабль был направлен к устью реки
Таг для патрулирования. После нескольких месяцев утомительной и нудной
работы 13 августа был замечен французский 74-пушечный корабль Courageux
в сопровождении двух фрегатов – Malicieuse и Hermione. Bellona вместе с
фрегатом Brilliant начали преследование французов, которое длилось 14
часов. Битва началась на следующий день в пять утра. Через несколько
часов Courageux спустил флаг, а фрегаты покинули район боя. Потери на
французском линейном корабле были огромны- 240 убитых и 110 раненных.
Корабль потерял грот- и бизань-мачту, корпус получил несколько серьезных
повреждений. Британские потери составили 6 убитых и 28 раненных, а из
серьезных повреждений – только перебитая бизань-мачта.
Ценность трофея стало возможным оценить только через много лет –
захваченный Courageux был тщательно изучен англичанами и его
конструктивные решения были использованы во многих британских военных
двухпалубных судах.
После окончания семилетней войны в 1763 году Bellona использовался для
несения патрульной службы в Портсмуте до 1770 года. Затем в течение
восьми лет следует служба в Чатхэме, после чего начинается
реконструкция, продолжающаяся два года. Подводная часть корабля
обшивается медью, что для того времени было новинкой.
В ноябре 1780 года Bellona выходит в море и захватывает приз –
54-пушечный голландский военный корабль Princes Caroline.
В 1781-1790 годах корабль курсирует между Северным морем и Вест-Индией и
дважды участвует в обороне Гибралтара.
5 июня 1794 года Bellona принимает участие в погоне за французской
эскадрой после победоносной для англичан битвы «Glorious First of June».
С 1795 по 1798 годы Bellona находится в районе Антильских островов и
принимает участие в нескольких операциях, в том числе в нападении на
Мартинику и Пуэрто-Рико. 5 января 1795 года возглавляет нападение на
французскую эскадру в районе острова Гваделупа, а два года спустя – 2
февраля 1797 года принимает участие в схватке с испанской эскадрой у
островов Гаспара.
Битва под Копенгагеном 2 апреля 1801 года началась для Bellona не
слишком удачно. Вместе с Russel (74 пушки) и Agamemnon (64 пушки)
корабль сел на мель и никакой роли в битве, которую Нельсон назвал
«самой ужасной» для своей карьеры, не сыграл. К моменту окончания
Трафальгарского сражения в 1805 году как раз закончилось пребывание
корабля в ремонтной верфи. И хотя к самой битве корабль не успел, ему
довелось принять участие в преследовании четырех уцелевших французских
линейных кораблей.
14 сентября 1806 года Bellona принимает участие в преследовании
Foudroyant и уничтожении Impetueux (74 пушки). Следующие этапы карьеры –
блокада голландского побережья и патрульные рейсы, захват L’Heros.
В сентябре 1814 года после пятидесяти четырех лет службы Bellona
разбирается на верфи Чатхэм.
|
|