Парусники Энциклопедия парусных кораблей

Энциклопедия парусных кораблей

     
Пользовательский поиск

 Корабли

 До 1500 года
 1500 - 1600 год
 1600 - 1700 год
 1700 - 1800 год
 1800 - 1900 год
После 1900 года

 Чертежи

 1 страница
 2 страница
 3 страница
 4 страница
 5 страница

 Книги

 Модели

 Гостевая

«Гото Предестинация»

корабль «Гото Предестинация»

корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация»
корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация» корабль «Гото Предестинация»

С царствованием Петра I связан новый этап в развитии русского мореплавания. Строительству флота и борьбе за свободные выходы России к морю, организации торговли с заморскими странами Петр I уделял много внимания. Он мечтал о пути через Каспийское море в Индию, о морском походе на Мадагаскар, о достижении Северным морским путем Китая и Индии.

Стремясь превратить Россию в великую морскую державу, Петр заказывал военные корабли за границей и развивал отечественное судостроение. Он сам учился кораблестроению и в России, и за границей. Привлекая из-за границы образованных моряков, он в то же время для создания отечественных кадров в 1701 г. открыл в Москве навигационную школу, впоследствии переведенную в Петербург.

А Петру нужны были военные и торговые корабли, пригодные для плавания по открытому морю в бурную погоду. Поэтому он строжайше запрещает строительство на Поморье судов поморского типа (кочей), а приказывает строить только «новоманерные» суда.

В бассейнах рек, впадающих в Белое море, было много строевого леса, годного для постройки больших кораблей. Кроме того, Архангельск был достаточно удален от соседних государств, и Белое море являлось полностью внутренним русским морем.

Развитие строительства военных судов в Архангельске было важно еще потому, что построенные здесь корабли направлялись в дальнейшем на Балтийское море. Трудный для парусных судов переход из Белого моря вокруг Скандинавии в Балтийское море служил прекрасной школой для моряков молодого русского военного флота.

В 1694 г. летом под именем шкипера Петра Алексеева царь плавал в Белом море. Весной 1696 г., командуя галерой «Принципиум», он спустился от Воронежа до устья Дона и принимал участие в осаде турецкой крепости Азов.

20 октября 1696 г. он провел через Боярскую думу предложение «Морским судам быть...». Эта дата ныне чествуется как День основания русского регулярного военно-морского флота. С 1697 г. Петр проходил морскую службу под именем Петра Михайлова. В 1697-1698 гг. он совершил большое заграничное путешествие, в Голландии изучал кораблестроение и навигационное дело: получил звание корабельного мастера; не будучи удовлетворен постановкой дела в Голландии, посетил для дальнейшего усовершенствования в корабельном деле и навигации Англию. В 1699 г. в чине капитана Петр плавал в Азовском море, командуя кораблем «Отворенные Врата». В следующем году учредил Московскую математико-навигацкую школу, а еще через два года, в 1.703 г., заложил Петербург, сделал промер фарватера у о. Котлин и указал место для постройки крепости. Начиная с 1713 г. он посылает мореходов и геодезистов для исследования Охотского моря и Курильских островов.

27 апреля 1700 г. был спущен на воду корабль «Гото Предестинация», что по-латыни

означает «Божие провидение». Замысел постройки линейного корабля на российской верфи возник у Петра I в 1691 г. по возвращении из Европы. Для этого он пригласил в Россию нескольких английских и голландских судостроителей. Но их прибытие задерживалось, и Петр решил его строить, не прибегая к помощи иностранцев, по русским чертежам силами русских мастеров и из нашего материала.

Корабль был заложен 19 ноября 1698 г. на верфи в Воронеже. По воле молодого царя его назвали «Гото Предестинация».

Исторические материалы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют, что чертежи

корабля делал сам Петр, взяв за основу чертежи английского корабля и внеся в них много

изменений и новшеств. Так как корабль предназначался для плавания в мелководном Азовском море, Петр значительно уменьшил осадку корабля, что потребовало поиска новых пропорций для обеспечения хороших мореходных качеств. Киль корабля отличался особым устройством крепления, изобретенным Петром и позволявшим сохранить водонепроницаемость корпуса в случае отрыва киля от удара о грунт. В иностранных флотах нечто подобное появилось только через 150 лет. В работе над кораблем Петру помогал его соратник еще по строительству «потешной флотилии» Ф.М. Скляев и искусный плотник Л. Верещагин. Орудия для корабля также были отлиты в России на заводах Демидова.

27 апреля 1700 г. в присутствии высших чинов государства и иностранных послов богато украшенный позолоченными скульптурными украшениями 58-пушечный корабль был спущен на воду самим Петром I и вошел в состав Азовского флота. По этому поводу голландский посол в России Ван дер Гульст сообщал в Гаагу: «Будучи в Воронеже, мы видели спуск на воду очень красивого корабля, построенного царем с помощью русских мастеров. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу».

В процессе постройки были введены существенные конструктивные усовершенствования. До этого киль корабля изготовляли из одного массивного бруса. Петр I приказал изготовить его из двух брусьев, скрепленных между собой деревянными нагелями. В случае удара о грунт отвалился бы только нижний брус, само же судно осталось неповрежденным. Подобная конструкция была применена при строительстве судов в Англии лишь в 40-х годах XIX в.

«Гото Предестинация» — не только первый 58-пушечный корабль отечественной постройки, но и образец скульптурно-декоративного убранства, произведение искусства в

стиле петровского барокко. Резьба на носу и корме, а также венки на пушечных портах

были покрыты позолотой, ставни портов изнутри окрашены в огненно-красный цвет, корпус — белый с двумя голубыми полосами. Петр I был очень доволен кораблем: «Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». «Гото Предестинация» входила в состав Азовского флота до 1711 г.

По отзывам современников «Гото Предестинация» обладала превосходной остойчивостью, хорошо всходила на волну и была самым быстроходным кораблем в азовской эскадре вице-адмирала К.И. Крюйса, в течение 10 лет сковывавшей враждебные действия Турции против России.

При заключении Прутского мирного договора Петр I надеялся вывести корабль через

Дарданеллы в Средиземное море и далее через Балтику в Кронштадт, но турки отказались

пропустить русские суда через укрепления Керчи и Босфора. В октябре 1711 г. при передаче в соответствии с договором Азова туркам корабль «Гото Предестинация» был продан турецкому правительству.

Длина судна 36 м, ширина 9,5 м, глубина трюма 2,9 м. На нижнем деке располагались

двадцать шесть 16-фунтовых орудий, на верхнем — двадцать четыре 8-фунтовых и на юте

восемь 3-фунтовых. Экипаж — 253 человека.

 



Hosted by uCoz