Парусники Энциклопедия парусных кораблей

Энциклопедия парусных кораблей

     
Пользовательский поиск

 Корабли

 До 1500 года
 1500 - 1600 год
 1600 - 1700 год
 1700 - 1800 год
 1800 - 1900 год
После 1900 года

 Чертежи

 1 страница
 2 страница
 3 страница
 4 страница
 5 страница

 Книги

 Модели

 Гостевая

«Халф Мун»

Голландский галеон начала XVII в.

галеон «Халф Мун»

В 1609 году корабль голландской ист-индской компании «Half moon» под командованием английского капитана Генри Гудзона (Henry Hudson), при поиске северного прохода к Азии, обнаружил залив, в который впадала река. Исследовав эту реку вверх по течению примерно на 500 км и составив карту местности, Генри Гудзон объявил эту территорию владением Голландии. Впоследствии за 30 голландских гульденов у индейцев покупается остров Манахатта (Манхеттен) и там основывается поселение и город, названные голландцами Нью-Амстердам. В 1664 году англичане без боя захватывают Нью-Амстердам и переименовывают его в Нью-Йорк. А залив и река до сих пор носят имя своего первооткрывателя. Сам Генри Гудзон предпринял дальнейшие исследования северного пути в Азию и в 1611 году его след затерялся во льдах Канады.

Длина: 19,8 метра (65 футов)
Ширина: 5,3 метра (17 футов 3 дюйма)
Тоннаж: 80 тонн
Численность команды: 17-20 человек

галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун»
галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун»

капитан Генри Хьюдсон ГУДЗОН, ГЕНРИ (Hudson, Henry) (ок. 1565–1611), также Хадсон, английский мореплаватель.

Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как «Генри Гудзон, англичанин». Достоверные факты его биографии относятся лишь к последним четырем годам жизни – с апреля 1607 по июнь 1611. Впрочем, Гудзон приобрел репутацию опытного мореплавателя еще до 1607, когда ему было поручено возглавить экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс. Средства были предоставлены английской Московской компанией, основанной в 1555 Себастьяном Каботом и еще одним Генри Гудзоном (вероятно, однофамильцем). 1 мая 1607 Гудзон отплыл на корабле «Хоупвелл» из Грейвсенда с командой из 10 человек и сыном-подростком Джоном. В июне судно добралось до берега Гренландии; не обнаружив прохода на север, Гудзон поплыл на восток и 27 июня достиг Шпицбергена (Свальбарда). Он безуспешно пытался пробиться дальше на восток через ледяные поля, однако 15 сентября ему пришлось повернуть назад. По пути Гудзон случайно открыл остров Ян-Майен, который назвал Хадсонс-Тачс. Второе путешествие Гудзон совершил также на средства Московской компании с целью открытия прохода в Китай между Шпицбергеном и Новой Землей; однако снова не смог пробиться сквозь льды.

Похоже, эти две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай. В 1609 Гудзон заключил контракт с голландской Ост-Индской компанией, желавшей найти проход на Дальний Восток севернее Новой Земли. Гудзон вышел из Амстердама в апреле 1609 на корабле «Хаф-Мун». После того как они обогнули мыс Нордкап в Норвегии, команда, не выдержав суровых погодных условий, взбунтовалась, и Гудзон предложил морякам на выбор – искать проход через Девисов пролив либо плыть к американскому побережью вдоль 40° с.ш., где, судя по записям и картам, предоставленным капитаном Джоном Смитом из Виргинии, существовал проход на запад. Команда приняла последний план. Достигнув в начале июля Ньюфаундленда, Гудзон направился на юг до Чесапикского залива, затем повернул на север, вошел в реку Делавэр, но вскоре повернул назад и проследовал вдоль берега Нью-Джерси до бухты Лоуэр-Бей (на побережье которой расположен современный Нью-Йорк). Простояв на якоре у Санди-Хука 12 дней, вошел в пролив Нарроус, поплыл вверх по реке, ныне носящей его имя, и дошел до того места, где теперь находится Олбани. На лодках Гудзон двинулся дальше на север, возможно в район Троя, все еще надеясь найти проход в южные моря. 4 октября 1609 «Хаф-Мун» направился в Англию с намерением ненадолго остановиться там перед возвращением в Голландию. Однако после того, как Гудзон причалил в Дартмуте, ему приказали не покидать Англию. Тем не менее «Хаф-Мун», а также отчеты и карты Гудзона были переданы голландской Ост-Индской компании, которая уже в следующем году развернула торговлю в районе реки Гудзон.

Четвертое и последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских купцов и предпринимателей. Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 на парусном судне «Дискавери» с намерением открыть Северо-Западный проход в Тихий океан, Гудзон в июне увидел берега Гренландии, а в июле прошел через пролив, названный впоследствии его именем. В августе он открыл Гудзонов залив, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов его корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор против Гудзона. В июне 1611, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными ему членами команды в небольшую шлюпку. «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли.
галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун»
галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун» галеон «Халф Мун»

 

Hosted by uCoz