Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Победоносец»
Россия 1780 год. |
 |
Стремление русского государства к проведению
активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения
Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I.
"Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского
флота" - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине
18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а
также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота
в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со
стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке
количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением,
разрабатываемым Адмиралтейств-Коллегией и утверждавшимся главой государства.
После заключения 10 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийского мирного
договора с Турцией отпала необходимость в дальнейшем увеличении численного
состава флота, т. к. "число плавающих кораблей превосходило назначенное по
большому военному комплекту". Поэтому с 1775 г. интенсивность строительства
линейных кораблей в России начинает падать и вскоре прекращается вообще. Лишь в
1779 г. началась достройка кораблей, находившихся на стапелях. Перерыв в
строительстве флота был использован русскими кораблестроителями и моряками для
дальнейшего совершенствования корабельной архитектуры, повышения боевых и
мореходных качеств военных кораблей.
В 1766 году на кораблях "Исидор" (74 пушечного ранга) и "Ингерманланд"
(66 пушечного ранга), вооруженных по новым пропорциям такелажа, парусов, мачт,
стеньг и реев, были проведены испытания. Автором новых пропорций являлся
вице-адмирал С. К. Грейг. По результатам вышеуказанных испытаний
Адмиралтейств-коллегия приняла решение: "... впредь корабли вооружать так, как
были вооружены корабли "Исидор" и "Ингерманланд".
Так был принят промежуточный регламент 1777 года, который с учетом
артиллерийского штата 1805 года лег в основу второго Корабельного Регламента
1806 г., продолжившего традиции русской кораблестроительной школы.
В 1779 г. Россия возобновляет строительство линейных кораблей с целью замены
"пришедших в негодность по ветхости своей". За последующие четыре года было
построено 8 линейных кораблей и 6 фрегатов. Среди них был корабль 66 пушечного
ранга "Победоносец", заложенный 9 июня 1778 года и спущенный на воду 16 сентября
1780 года. Построенный по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из
талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова, корабль имел следующие
размерения:
длина по нижней палубе 160 футов
ширина по мидель-шпангоуту 44,6 футов
глубина интрюма 19 футов
Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести
12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий.
Свое первое длительное плавание в Средиземное море корабль совершил под
командованием капитан-бригадира А. Спиридонова в составе эскадры вице-адмирала
В. Чичагова в 1782 году. Проведя в море свыше 7 месяцев, корабль вернулся в
Кронштадт, заслужив высокую оценку адмирала Чичагова не только своими действиями
в период плавания, но и высокими мореходными качествами: "... что же касается
крепости, то в подводной части все корабли тверды, а в надводной, напротив того,
все слабы, кроме корабля "Победоносец".
Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. За
27-летнюю службу Отечеству в биографию корабля вписано немало славных дел, в том
числе участие в морском бою у Выборга 22 июня 1790 года, где своим интенсивным
артиллерийским огнем по шведским кораблям он во многом способствовал разгрому
неприятельской эскадры. В 1893 году корабль был перетемберован и получил внешний
вид, отличающийся от проектного. Корабль был разобран в 1807 году и исключен из
списков флота.
|
|