|
Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
Коч Дежнева
|
|
Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников;
деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI—XIX
веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой,
навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна.
Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «Коч» связано со словом «коца»
— шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Был распространён на
Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее
строительство кочей началось за Уралом. В XVII веке кочи начали строить в
Енисейске.
Существует мнение, что корпус судна имел яйцеобразную форму для выжимания на
поверхность льда. Однако скорее всего речь идет о возможности вытащить коч на
лед неповрежденным, чему способствовала его легкость и конструктивные
особенности. Именно на это в 1734 г. указывал 80-летний архангельский кормщик
Дмитрий Откупщиков при характеристике кочей: когда «льдами суда затирает, то
лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед и тягами судно вызимают…»[1].
Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15
человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов,
грузоподъемность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие
суда вмещали 35—42 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Семен Дежнев
Семён Иванович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва) — выдающийся
русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и
Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных
европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг,
прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось
ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив
с севера на юг, по всей его длине.
Биография
До нашего времени дошли сведения о Дежнёве только за период с 1638 года по 1671
год. Родился в Великом Устюге (по другим сведениям — в одном из пинежских сёл).
Когда Дежнёв ушёл оттуда «искать счастья» в Сибирь — неизвестно.
В Сибири он сначала служил в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших
опасностей 1636—1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он в 1638 году перешёл
в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокоренными
племенами инородцев. Вся служба Дежнёва в Якутске представляет ряд неустанных
трудов, нередко соединённых с опасностью для жизни: за 20 лет службы здесь он
был 9 раз ранен. Уже в 1639—40 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя
Сахея.
В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и
благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40
человек. В 1642 году он вместе с Стадухиным был послан для сбора ясака на реке
Оймякон, откуда он спустился в реку Индигирку, а по ней вышел в Северный
Ледовитый океан. Здесь Стадухин и Дежнёв соединились с Дмитрием Михайловым
Зыряном.После трёхлетней службы Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей,
отправились в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек.
Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось
отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малосильный гарнизон
острожка.
На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года, а затем был включён как сборщик
ясака в промысловую экспедицию Федота Попова.Потерпев крушение, Дежнёв десять
недель шёл с 25 чел. к устью реки Анадырь, где погибло ещё 13 человек, а с
остальными он перезимовал здесь и летом 1649 года, на вновь построенных лодках,
поднялся по реке до первых поселений инородцев, которых и объясачил. Тут, на
среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовье, названное потом Анадырским
острогом. В 1650 году сюда прибыла, сухим путем, партия русских из
Нижне-Колымска; этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и
Дежнёв (1653), для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины. В
1659 году Дежнёв сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми, но
оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск. Оттуда Дежнёв, с
государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине
1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного
им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв
выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с
государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году.
|
|