Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Астролябия» |
 |
Евгений Войшвилло - Корветы БУССОЛЬ и АСТРОЛЯБИЯ |
В истории морского флота - две "Астролябии", и обе совершили плавания,
вписавшие новые строки в летопись географических открытий.
Правда, судьба одной из них более счастливая, хотя бы потому, что дольше был век
корабля, длиннее маршруты... Это "Астролябия", которой командовал Жюль Себастьян
Дюмон-Дюрвиль, но, рассказывая о ней, нельзя не вспомнить и другую. Судьбы двух
"Астролябий" оказались тесно связанными, и одна как бы наследовала другой.
...1 августа 1785 года на палубах "Астролябии" и
"Буссоли" раздались отрывистые
слова команд.
Матросы начали выбирать якоря, а на набережных Бреста взлетело вверх множество
шляп: в порту, несмотря на ранний час, собрались сотни, может быть, тысячи
людей. Событие, происходившее в "тот день, было нерядовым - суда уходили в
плавание, которое должно было продлиться три или четыре года и принести
французской короне новые, еще не открытые земли и острова. Вдобавок, предстояло
обогнуть земной шар, а ведь до сих пор это удалось сделать лишь одному из
французских мореплавателей - капитану Луи Антуану де Бугенвилю, совершившему
кругосветное плавание в 1766-1769 годах на кораблях "Будез" и "Этуаль".
В открытом море "Астролябия" и "Буссоль" показали, что надежды, возлагавшиеся на
их мореходные качества, оказались не напрасными.
Они не были, правда, столь быстроходны, как военные фрегаты или корветы, но
отличались великолепной остойчивостью и прочностью.
Эти прежде обыкновенные грузовые суда были специально переоборудованы для
дальнего плавания и теперь легко несли среди волн свой груз, который любому
другому кораблю оказался бы непосильным.
Громадный запас продовольствия, десятки сорокаведерных бочек с водой и вином.
Ядра, пули, порох. Парусина, веревки, тросы. Множество книг, инструментов,
научных приборов. Для подарков или для обмена с туземцами - семьсот молотков,
тысячи пил, несметное число ножниц, ножей, рыболовных крючков, игл, булавок.
Были и дешевые безделушки: бусы, кольца, ожерелья, бумажные цветы... Среди "того
обилия грузов с трудом размещались 221 моряков - экипажи "Астролябии" и
"Буссоли", кораблей капитана Жана Франсуа Лаперуза.
Пройдя Атлантику, обогнув мыс Горн и выйдя в Тихий океан, они открыли несколько
островов, исследовали значительную часть западного побережья Северной Америки,
побывали в русском городе Петропавловске. Ученые экспедиции вели обстоятельные
океанографические и этнографические исследования, метеорологические наблюдения,
собрали ряд ценных коллекций.
15 марта 1787 года "Астролябия" и "Буссоль", проведя несколько месяцев в одном
из австралийских портов, вновь вышли в океан. Перед этим Лаперуз отправил
французскому морскому министру де Кастри рапорт, в котором сообщал о своих
дальнейших планах. "Я поднимусь вверх к островам Товарищества, выполню все,
указанное инструкцией, в отношении Новой Каледонии и острова Санта-Крус..."
Этот документ оказался последней вестью об экспедиции Лаперуза. "Астролябия" и
"Буссоль" не вернулись во Францию в назначенный срок, не вернулись и годы
спустя...
В 1791 году начались их поиски фрегатами "Поиск" и "Надежда" под командованием
адмирала д'Антркаето. Полтора года длились безрезультатные поиски. Затем они
надолго прекратились - Францию одно за другим потрясали бурные события.
И лишь в 1826 году они были продолжены. На поиски кораблей Лаперуза вышла новая
"Астролябия".
Впрочем, только перед самым началом плавания это судно получило имя одного из
кораблей Лаперуза. До этого оно называлось "Ракушкой".
Спущенное на воду в 1811 году, оно около десяти лет вело гидрографические работы
в Черном и Эгейском морях. А в 1822-.1825 годах совершило под командованием
Дюпре кругосветное плавание, судно (его основные размерения: водоизмещение - 380
т, длина - 30,8 м, ширина - 8,7, осадка - 3,65 м показало себя с самой лучшей
стороны.
Его следующим командиром стал молодой капитан. Жюль Себастьян Дюмон-Дюрвиль. В
память об "Астролябии" Лаперуза он и дал "Ракушке" новое имя. А имя самого
Дюмон-Дюрвиля было в те годы известно едва ли не всей Европе. Ведь это именно
ему посчастливилось доставить во Францию Венеру Милосскую - дивной красоты
античную статую, найденную греческим крестьянином в своем саду. Вслед за этим
Дюмон-Дюрвиль совершил целый ряд больших плаваний, одно из которых было
кругосветным.
Поиски следов исчезнувшей экспедиции Лаперуза были давней мечтой молодого
моряка. Он был твердо убежден: "Астролябия" и "Буссоль" не могли исчезнуть
бесследно, разгадку тайны надо искать на каком-то из островов Тихого океана.
И все-таки место, где трагически закончился маршрут Лаперуза, удалось обнаружить
не Дюмон-Дюрвилю, а ирландскому капитану Питеру Диплому, причем, в то же самое
время. Случайно услышав на одном из островов рассказ туземцев о том, что возле
острова Ваникоро в Ново-Гебридском архипелаге когда-то в ужасную бурю потерпели
крушение два больших корабля, он отправился туда. И моряки действительно нашли
на острове детали астрономических приборов, топоры, якорь, подсвечники, молотки.
Но Диллон спешил и быстро покинул остров.
Молва о находках Диллона облетела чуть ли не всю Океанию. Дюмон-Дюрвиль узнал о
них, когда "Астролябия" стояла у берегов Тасмании.
Он взял курс на Ваникоро. И почти сразу же ему удалось найти точное место, где
затонула "Астролябия" Лаперуза. ...Шлюпка медленно лавировала среди рифов,
окружавших Ваникоро.
Один из вождей островитян, стоя на ее носу, пристально вглядывался в воду.
Наконец он дал знак гребцам остановиться. С помощью островитян моряки подняли со
дна якорь, пушку, бронзовый колокол. Все это было с одного корабля -
"Астролябии". А где же затонула "Буссоль"!
Дюмон-Дюрвиль, несмотря на тщательные поиски, так и не сумел дать на это ответ.
(Лишь в шестидесятых годах XX века обломки "Буссоли", разбившейся на рифах в
нескольких милях от Ваникоро, нашла экспедиция аквалангистов.) Зато на берегу
были обнаружены новые свидетельства произошедшей здесь , катастрофы -
европейская посуда, эфесы шпаг. От островитян узнали, что моряки Лаперуза,
добравшиеся до берега, построили из обломков судов новое судно и вновь
отправились в путь, который окончился неизвестно где. Соорудив на острове
памятник Лаперузу - четырехугольную плиту из кусков коралла, участники
экспедиции покинули Ваникоро.
"Астролябия" Дюмон-Дюрвиля благополучно завершила кругосветное плавание.
Прошло несколько лет, и Жюль Себастьян Дюмон-Дюрвиль отправился на "Астролябии"
в новое плавание, на этот раз антарктическое. Земля Адели - так и сегодня
называется один из берегов ледяного материка, открытого в 1821 году Ф. Ф.
Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Название дал в честь своей жены ДюмонДюрвиль,
открывший этот берег во время антарктического плавания на "Астролябии" в
1837-1840 годах.
http://www.shipwrecker.narod.ru/laperuz.htm
Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз (1741–1788), французский
мореплаватель. Руководил кругосветной экспедицией, открыл на Дальнем Востоке
пролив, названный его именем.
Путешественники
В 1785 году по инициативе и под эгидой французского правительства была
организована кругосветная морская экспедиция, имевшая целью исследование и по
возможности захват новых земель в Тихом океане взамен утерянных владений в Индии
и Северной Америке. В состав экспедиции входили два военных корабля – фрегаты
«Буссоль» и «Астролябия». Экипаж состоял из 223 человек – матросов и офицеров.
На офицерские должности были зачислены несколько курсантов Парижской военной
школы. Кроме того, в состав экспедиции была включена группа учёных различных
специальностей – астроном, географ, врач, ботаник. Как всегда в подобных
экспедициях, на борту находились два художника – живописец и картограф. О
научной составляющей экспедиции должны были говорить даже названия фрегатов,
обозначающие непременные на борту судна измерительные инструменты.
Это была первая французская кругосветная экспедиции, и король Людовик ХVI
назначил командором опытного военного моряка, капитана первого ранга Жана
Франсуа графа де Лаперуза. Разумеется, это назначение было продиктовано не
аристократическим происхождением Лаперуза и его высоким образованием, а
исключительно качествами мореплавателя и боевыми заслугами в войне с Англией,
когда капитан Лаперуз отличился в нескольких морских сражениях.
Руководя всей экспедицией, Лаперуз одновременно был командиром «Буссоли», а
командиром «Астролябии» по его рекомендации назначили Поля Антуана Флерио де
Лангля – боевого товарища и друга Лаперуза. Покинув берега Франции (порт Брест)
1 августа 1785 года, корабли после более чем трёхмесячного плавания через
Атлантику подошли к берегам Бразилии, откуда проследовали к мысу Горн. Эти места
давно снискали грозную славу своими штормами. Но Лаперуз, не заходя в проливы
Огненной Земли, провёл суда вокруг мыса Горн – впервые в истории мореплавания
без потерь «живой силы и техники».
Уже в феврале 1786 «Буссоль» и «Астролябия» вступили в Тихий океан.
Путешественники посетили чилийский порт Консепсьон, после короткой стоянки в
котором направились к острову Пасхи. После недолгого пребывания там и осмотра
гигантских статуй «мауи» экспедиция двинулась дальше. Лаперуз рассчитывал
обнаружить на пути неведомые земли, но до самых Гавайских островов Тихий океан
не подарил французам никаких открытий. Достигнув Гавайского архипелага, моряки
высаживались на острове Мауи. Здесь к бортам фрегатов подходили лодки местных
жителей. Туземцы предлагали морякам в обмен на ножи и простые железные бруски и
прутья свои богатства – свиней, бананы, сладкий картофель батат.
Отплыв от Гавайских островов, Лаперуз направил фрегаты на север. В двадцатых
числах июня экспедиция достигла северных берегов Аляски и начала обследование с
залива Айси-Бей. Отметили на картах гору Святого Ильи над Аляскинским заливом,
открытую ещё Витусом Берингом, и присвоили его имя реке, обнаруженной во время
съёмки берега. В водах океана у берегов Северной Америки экспедиция понесла
первые потери: приливная волна опрокинула две шлюпки, отправленные к берегу, и
все находившиеся в них моряки – 21 человек – погибли. Памятник на острове
Кенотаф до сих пор напоминает людям о морской драме.
От этих мест корабли Лаперуза шли вдоль берега в направлении, противоположном
движению Кука в 1778 году, то есть на юго-восток, до залива Монтерей. После
обхода он сделал вывод, что в пятидесятых широтах близ материка расположен
архипелаг (на самом деле их два, сейчас они носят имена Александра и K°ролевы
Шарлотты). Далее Лаперуз направился к Филиппинским островам, а весной 1787 года
начал обследовать берега Восточной Азии в умеренной зоне, постепенно продвигаясь
на север. Французы нанесли на карту берега Восточно-Китайского и Японского
морей, поднялись на север почти до 40-й широты, а 3 июля двинулись к
северо-востоку. Утром 7 июля с борта увидели гористую землю, вытянутую вдоль
меридиана. Уверенные, что перед ними побережье острова Хоккайдо, французские
моряки шли в густом тумане на север практически наугад, а через пять дней
бросили якорь в удобной бухте. Здесь благодаря помощи местных жителей и
нарисованной ими карте выяснилось, что экспедиция находится на острове Сахалин,
отделенном проливами от материка и острова Йессо (Хоккайдо).
У входа в узкий пролив (ныне – пролив Невельского), соединяющий Амурский лиман с
Татарским проливом (название дано Лаперузом) капитан повернул назад – решив, что
это залив, он сделал ошибочный вывод, что Сахалин есть полуостров, соединяемый с
материком песчаным перешейком. Корабли, пройдя пролив между островами Сахалин и
Хоккайдо (пролив Лаперуза), вышли из Японского моря в Тихий океан. Оставляя
слева гигантскую дугу Курильских островов, Лаперуз начал подыматься к высоким
широтам, и 6 сентября 1787 года фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» прибыли в
Петропавловский порт.
Плавание от Франции до Камчатки длилось два года. Маленький гарнизон порта под
командованием прапорщика Хабарова гостеприимно встретил мореплавателей. Через
несколько дней из Верхнекамчатска в Петропавловск прибыл комендант Охотского
края Козлов-Угренин. По просьбе французов хозяева русского порта отправили на
корабли семь голов крупного рогатого скота и различное продовольствие.
В письме сибирскому генерал-губернатору Лаперуз тепло поблагодарил жителей
Петропавловска за гостеприимство. «Я не мог бы в собственной стране, у моих
лучших друзей, встретить более теплого приема, чем здесь, на Камчатке», – писал
он затем французскому послу в Петербург. Французское правительство высоко
оценило помощь мореплавателям и через год наградило прапорщика Хабарова медалью
Людовика XVI.
Пребывание фрегатов Лаперуза в Петропавловске длилось более трех недель. За это
время французские моряки смогли полностью подготовить свои корабли к
предстоящему дальнему плаванию. Перед отходом «Буссоли» и «Астролябии» из
Петропавловска Лаперуз оставил на попечение хозяев порта своего помощника,
вице-консула Жана Батиста Лессенса, которому предстояло отправиться сушей через
Петербург во Францию с почтой экспедиции. Этот человек оказался единственным
участником плавания, которому суждено было вернуться на родину…
30 сентября 1787 года фрегаты Лаперуза покинули Авачинскую губу и направились к
Австралии. Сначала Лаперуз перешел в Океанию, к островам из восточной группы
Самоа. Здесь по невыясненным причинам 11 декабря произошла кровопролитная стычка
с туземцами, в ходе которой было убито было 11 самоанцев и 2 француза, в том
числе капитан «Астролябии» Поль Антуан де Лангль. Затем корабли двинулись на
запад. 17 декабря был открыт остров Савайи, крупнейший в архипелаге Самоа.
Оттуда Лаперуз направился к Австралии и в конце января 1788 г. стал на якорь в
заливе Ботани.
Там французы встретились с английской флотилией, доставившей в Восточную
Австралию первую партию ссыльных каторжан. Так формировалось будущее население
Австралии, ныне одной из самых богатых и процветающих стран мира. Начальник
флотилии Артур Филипп, первый губернатор колонии Новый Южный Уэльс, основал у
залива Порт-Джексон одноименный поселок, давший начало развитию будущего Сиднея.
В феврале 1788 года Лаперуз послал оттуда во Францию донесение, где в числе
прочего сообщал о намерении посетить острова Меланезии, в том числе Санта-Крус,
обогнуть Новую Голландию и идти к острову Иль-де-Франс (Маврикий). Больше
никаких известий об экспедиции не поступало…
Оставив Порт-Джексон, экспедиция Лаперуза пропала без вести. Спустя сорок лет
исследователь Ж.С. Дюмон-Дюрвиль предположил, а в 1959 году известный вулканолог
Гарун Тазиев подтвердил факт гибели кораблей в районе острова Ваникоро
(архипелаг Веракрус).
В честь пребывания экспедиции Лаперуза в Петропавловске установлен памятник.
Именем известного французского мореплавателя названы пролив между Сахалином и
Хоккайдо, рифы у бухты Вилючинской и другие географические объекты. |
|