Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
|
|
«Чичагов»
|
 |
Бригантины Чичагов, Бабаев, Панов
Художник Евгений Войшвилло |
Первые российские научно-исследовательские
экспедиции в Арктику
«Тогда плывущим Петр на полночь указал,
В спокойном плаванье сии слова вещал:
«Какая похвала Российскому народу
Судьбой дана, пройти покрыту льдами воду.
Хотя там кажется поставлен плыть предел;
Но бодрость подают примеры славных дел.
…..
А стужа в севере ничтожий вред симя
Сам лед, что кажется толь грозен и ужасен,
От оных лютых бед даст ход нам безопасен.
Колумбы русские призрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава:
Но ныне настоит в войнах иная слава.»
М.В. Ломоносов
Первая российская научно-исследовательская
экспедиция в Арктику была осуществлена в 1765-66 гг. на судах, названных именами
капитанов «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» под общим командованием капитана I ранга
В. Я. Чичагова. Путешествие, которое предполагалось осуществить по Северному
Ледовитому океану, огибая Америку, носило и политический, и научный характер.
Эта секретная правительственная «Экспедиция о возобновлении китовых и других
звериных и рыбных промыслов» готовилась по инициативе и глубокому всестороннему
научному обоснованию великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
«Для пользы мореплавания и купечества избрали мы учинить поиск морского проходу
Северным океаном в Камчатку и далее" − гласит секретный указ
Адмиралтейств-коллегий, который был вручен начальнику экспедиции В. Я. Чичагову.
Намеченный маршрут пролегал между Шпицбергеном и Гренландией, а далее вокруг
неведомых берегов Северной Америки в широтах 78°-85°, таким образом, открывал
Северо-западный проход к Аляске. По гениальному замыслу М. В. Ломоносова Василий
Яковлевич Чичагов должен был встретиться в Беринговом море с кораблями П. К.
Креницына и М. Левашева, посланными к северо-западной Америке, со стороны
Камчатки.
Планом предусматривались обширные научные работы: метеонаблюдения, измерение
магнитного склонения и наклонения, промер глубин и изучение течений, взятие проб
морской воды...
8 мая 1759 г. в собрании Петербургской Академии наук М. В. Ломоносовым был
прочитан доклад «Рассуждения о большой точности морского пути», в котором
говорится о «сыскании долготы и широты…»; «об «ученом мореплавании», цель
которого − исследовать и описать все моря и океаны; об изобретенных им приборах
по обеспечению судовождения с приложением их описаний и чертеже. Михаил
Васильевич предложил сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора.
«Чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать
корабельщику, должен он иметь особливый компас − самопишущий»,− писал Ломоносов.
Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает
штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности − отклонения от
намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить
отклонение корабля от курса.
«В 1761 году Ломоносов представил в Шведскую Академию замечательные, именно "ломоносовские",
"Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях". В этом сочинении
Ломоносов, предвосхитив науку нашего времени, дал правильное объяснение
возникновению ледяных полей и гор. По его мысли, ледяные поля образуются в
устьях больших рек, впадающих в северные моря, а ледяные горы возникают у крутых
морских берегов. В настоящее время можно считать доказанным, что ледяные горы
образуются при отламывании огромных кусков льда от ледников, опускающихся с
крутых берегов в море». Кроме того, он дал объяснение полярному сиянию, составил
карту Северного Ледовитого океана и схему морских течений в нем.
В 1763 году вышла в свет классическая работа М. В. Ломоносова в области
исследования северных полярных стран «Краткое описание разных путешествий по
северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную
Индию». В морских кругах того времени это произведение именовалось «Рассуждением
о возможности прохода Сибирским океаном в Восточную Индию» и «Книгой о
возможности прохода из Северного океана в Тихое море». В «Кратком описании» М
.В. Ломоносов выступает первым в мире ученым географом-полярником,
основоположником научного исследования Северного Ледовитого океана. В данном
трактате ученый обосновал развитие русского арктического мореплавания и призвал
к освоению трассы Северного морского пути. Он разработал план освоения
кратчайшего морского пути от Северной Европы в Тихий океан. Он предполагал, что
летом в 500-700 верстах от берегов Ледовитый океан свободен от тяжелых льдов и
суда могут пройти от Шпицбергена к Камчатке через Полярный бассейн и Берингов
пролив. «Проанализировав движение морских течений в районе между Шпицбергеном и
Новой Землей, предположил существование в этом районе большого массива земли: «…
Мне кажется, хотя, может быть и не в самой полярной точке, однако близ оной
должно быть немалому острову или еще и многим». Ученый даже указал вероятные
координаты: « …великий остров… лежит к северу далее 80° 11 мин, склоняясь от
Шпицбергена к востоку». Примерно там и находится архипелаг Земля Франца-Иосифа».
В 1764 году Ломоносов написал труд «О северном мореплавании на восток по
Сибирскому океану».
Итогом личного участия М. В. Ломоносова в организации экспедиций В. Я. Чичагова
и П. К. Креницына явилась «Примерная инструкция морским командующим офицерам,
отправляющимся к поисканию пути на восток Северным океаном» от 4 марта 1765 г.
(подписал весь состав Адмиралтейства). Инструкция Ломоносова полна деловых
указаний, советов и прямых требований теоретика и практика. Под его наблюдением
были изготовлены приборы для исследований: подзорные трубы, барометры,
термометры. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для
наблюдений с корабля в бурю.
Первая арктическая экспедиция
Летом 1764 года в Архангельске были построены три судна для полярного плавания.
Командирами их были назначены военные моряки Василий Чичагов, Василий Бабаев и
Никифор Панов.
В мае 1765 года корабли выходят из Катерининской гавани в непознанный Ледовитый
океан. «Плавание начато в 1765 году майя с 9 числа, а по морскому счислению (как
обыкновенно числа считают в пути) майя с 10».
«Майя 10 дня пополудни, − начал В. Я. Чичагов изложение истории своего первого
плавания в Арктику, − в 8 часу с божию помощью, по учиненному сигналу снялись с
якоря и пошли с Катерин-гавани за тихостью ветра на гребле. А вошед из оной на
просторное место, распустили парусы. В 5 часу пополудни дошед против острова
Кильдина, легли на дрейф. Тогда призваны были командиры и прочие морские офицеры
с других двух судов. И при собрании оных распечатана и прочтена инструкция. И
такие же инструкции даны капитанам Папанову и Бабаеву, которые получа, поехали
по своим судам. Потом, наполняя парусы, пошли в повеленный путь».
Первая экспедиция Чичагова оказалась неудачной. 1 июня «увидели к осту множество
густого льда…».
«9 июня увидели с Марса густой лед к норду. Определили себя на 77° 49 мин с.ш.
Встретили иностранное судно, выпалили от нас из пушки, потом приехал шкипер к
нам на судно и сказывал, что он 6 апреля по новому штилю отправился с Исландии
для промыслу тюленей и что он в этом месте 15 лет сроду промышляет. Выше к
северу не бывал, Гренландии никогда не видел, да и не можно к оной за льдами
приблизиться. Судно его обшито четырьмя обшивками. Однако ото льда повредилось».
11 июня все суда были окружены льдами. Льды грозили раздавить корабли. «Июля 29.
И призваны были с других судов командиры с офицерами» для обсуждения вопроса о
целесообразности дальнейшего плавания по изысканию северо-западного прохода.
«Имев довольное рассуждение, согласно положили: возвращаться к своим портам». В
1765 году Чичагов достиг 80° 30 мин широты к северу от Шпицбергена, после чего
был вынужден из-за тяжелых льдов возвратиться в Архангельск 20 августа. «Пришли
к городу Архангельску; где, разоружа суда и выгрузя балласты, килевали».
По возвращению экспедиции В. Я. Чичагов обработал записи в виде сводного журнала
под названием «Экстракт из журнала веденного флота капитаном Чичаговым, будучи в
секретной экспедиции, − по отбытию из Колы на новостроенных у города
Архангельска судах, именованных «Чичагов», «Панов», «Бабаев». 22 августа 1765
года Чичагов послал из Архангельска в Адмиралтейств-коллегию «покорнейшей
рапорт». В нем он изложил историю своего неудачного плавания и осторожно пытался
склонить коллегию к тому, чтобы прекратить дальнейшие изыскания северо-западного
прохода. Рапорт В. Я. Чичагова был получен Адмиралтейств-коллегией 1 сентября
1765 года. Столь скорое возвращение экспедиции, готовящейся почти два года с
исключительной заботливостью, явилось для коллегии событием совсем неожиданным.
Чичагову было предложено срочно явиться в Петербург и привезти корабельный
журнал и карту плавания.
Чичагов распорядился о переводе судов экспедиции в Катерин-гавань для зимовки.
Главный командир Архангельской конторы над портом капитан-командор Петр Чаплин
по-прежнему проявил большое старание в снабжении экспедиции продуктами и
снаряжением. Он подготовил два бота. Флотилия судов экспедиции из трех кораблей
и двух ботов, под общей командой капитана Василия Бабаева, вышла из Архангельска
5 октября и 8 ноября прибыла в Катерин-гавань. Во время зимовки на «Чичагове»
было 70 человек команды, в том числе 8 промышленников, на «Панове» −
соответственно 49 и 5, на «Бабаеве» − 51 и 7. Чичагов в Петербург прибыл 23
декабря 1765 года.
Поход кораблей «Чичагов», «Панов», «Бабаев» к берегам Шпицбергена (Груманта)
явился в истории России первой научно-исследовательской экспедицией.
Вторая арктическая экспедиция
Адмиралтейств-коллегия в заседании от 16-18 января 1766 года постановила:
направить Чичагова во второе плавание по изысканию северо-западного прохода;
оставить в силе «Инструкции морским командующим офицерам».
Второе плавание экспедиции происходило с 19 мая по 10 сентября 1766 года.
Плавание было начато из Екатерин-гавани. Корабли достигли широты 79°11 мин и
остановились в Клокбае (Шпицберген). Чичагов послал особый рапорт в
Адмиралтейств-коллегию, в котором кратно изложил историю своего второго
плавания. В итоге он писал:
«И во все время нашего плавания как Гренланду, так и других частых, к северу
лежащих земель не усмотрено. И как видимые обстоятельства уверяют, что северный
проход за великими льдами невозможен».
Однако, отчеты экспедиций Чичагова и сопоставления их со своими наблюдениями
позволили М. В. Ломоносову сделать много важных и верных выводов относительно
режима Арктики.
Екатерина II подписала Указ о прекращении экспедиции «свидетельствовавшем о
признании больших трудов экспедиции в полярных водах близ Шпицбергена» и
определила денежные награды.
Итоги первых арктических экспедиций
«… С морской точки зрения обе экспедиции В. Чичагова были проведены
безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время
держались вместе. Что же касается маршрута, предложенного экспедицией, то теперь
мы знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима» − писал Н. Н.
Зубов.
Действительно, только лет через двадцать после плавания Чичагова русский помор
Павков, за четверть века до британца Споресби, достиг неисследованного побережья
восточной Гренландии. Земля Франца-Иосифа была открыта австро-венгерской
экспедицией на судне «Тегетгоф» под руководством Ю. Пайера и К. Вайпрехта после
тяжелого годичного дрейфа во льдах только в 1873 году.
Пройти через Полярный бассейн так и не удалось не только парусным судам, но даже
современным дизель-электроходам; это оказалось под силу лишь атомному ледоколу
«Арктика», 17 августа 1977 г. достигшему Северного полюса.
Некипелова Г. Е.
http://museum-polar.narod.ru/article_nekipelova_ekspedicii.html |
|