|
Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
|
«Америка»
|
 |
|
Художник-маринист Валерий Шиляев |
Шолох Е.
"Америка": курсом странствий и открытий : С именем этого корабля связано немало
важных событий в истории освоения Приморья / Е. Шолох // Конкурент. - 2003. -
23-28 дек. - С. 29.
“Америка”: курсом странствий и открытий
Начало летописи российского мореплавания в дальневосточных водах и
увековечивания русских названий на морской карте приходится на вторую половину
50-х гг. XIX столетия. Значительный вклад в этом деле принадлежит колесному
пароходо-корвету “Америка”. С именем этого корабля связано немало важных событий
в истории освоения Приморья.
В начале славных дел
Справка “К”. Пароходо-корвет “Америка” был построен в Нью-Йорке в 1856 г. Его
водоизмещение составляло 554 т, длина - 50,3 м, ширина - 8,6 м. Мощность паровой
машины 140л.с. (при этом имел и парусное вооружение). На борту было установлено
восемь орудий. После того, как его купила Россия, “Америка” прибыла на Дальний
Восток и была включена в состав Сибирской военной флотилии, базируясь в
Николаевске-на-Амуре, в то время главном русском порту на тихоокеанском
побережье.
Уже в первое свое плавание в 1957 г. с дипломатической миссией вице-адмирала
графа Е.Путятина, следовавшего в Тяньц-зинь (Китай), экипажу “Америки” удалось
открыть для России две весьма удобные бухты, нареченные именами Святой Ольги и
Святого Владимира.
На обратном пути, в июле следующего 1858 г., “Америка”, выполняя наказ Путятина,
зашла на разведку в залив Гверин (в другом написании - Герен) - так тогда
назывался Амурский залив, который так нарекли ушлые англичане по имени адмирала,
командующего англо-французской эскадрой, которая в русско-турецкую войну
1853-1856 гг. блуждала в поисках добычи в здешних водах, выступал на стороне
Турции. Кстати, тогда же они назвали именем британской королевы Виктории
обнаруженный ими огромный залив, впоследствии нареченный нашими моряками именем
Петра Великого. Другой залив был назван в честь императора Наполеона, известный
нам теперь как Уссурийский. Босфор Восточный у них значился как “пролив Гамелена”.
Волею случая они побывали тогда и в нашем Золотом Роге, присвоив ему название
“порт Мей”, по имени старшего штурмана фрегата “Винчестер”.
...В Амурском заливе экипаж пароходо-корвета “Америка” обследовал устье
впадающей в него реки, известной нам как Суйфун, которая спустя более 100 лет, в
начале 70-х гг. ХХ столетия, была переименована в Раздольную.
Тогда же пароходо-корвет впервые побывал и в Босфоре Восточном, пройдя вдоль
западного и северного берегов острова, известного нам нынче как Русский. Кстати,
этот самый большой в заливе Петра Великого остров был известен уже китайцам,
которые еще в первой половине XVIII в. нанесли его очертания на свои карты.
Знали о нем до нас и англо-французы, в первой половине 50-х гг. Х1Х в.,
обозначившие на картах его южный берег. Но только в 1859 г. была впервые сделана
его частичная опись, к чему приложил руку экипаж русского клипера “Стрелок ”, а
вслед за ними команда пароходо-корвета “Америка”, на борту которого держал флаг
генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский. Он и предложит
назвать остров Русским, в честь россиян, исследовавших эти земли. Правда, через
несколько лет остров получит новое имя - Казакевича, по фамилии первого военного
губернатора Приморской области контр-адмирала П.Казакевича. Но на протяжении
почти 100 последующих лет он будет значиться под двумя именами: и Казакевича, и
Русский. И только после 1945 г. он окончательно станет Русским островом.
В октябре 1858 г. русский пароходо-корвет “Америка” выручает попавшее в беду
американское судно “Мелита”, прочно севшее на мель в Амурском лимане у мыса
Пронге. В штормовых условиях “Америка” удачно провела спасательную операцию и,
стащив с мели “Мелиту”, отбуксировала ее в Николаевск-на-Амуре для ремонта.
Открытие русскими залива Петра Великого
Навигация 1859 г. как для пароходо-корвета “Америка” (с августа 1858 г. им стал
командовать капитан-лейтенант Александр Арсентьевич Болтин), так и для Приморья
оказалась одной из самых удачных и насыщенных знаменательными со бытиями. В
середине июня 1859 г., возвращаясь из японского порта Хокодате в южные гавани,
отряд русских кораблей “Манджур”, “Японец”, “Воевода” и пароходо-корвет
“Америка”, на котором держал флаг и свой штаб генерал-губернатор Восточной
Сибири граф Н.Муравьев-Амурский - чудесным образом сделали очередное открытие. С
борта “Америки” увидели какой-то берег, а когда обогнули мыс, попали в
неизвестный до селе огромный залив, который тут же назвали Америкой, по имени
флагмана отряда пароходо-корвета “Америка”. На следующий день, 18 июня, была
обнаружена весьма удобная бухта, которую по подсказке Н.Муравьева-Амурского
нарекли Находкой. “Америка” стала и первым русским кораблем, который встал на
якорную стоянку во внутренней гавани залива Посьет. Произошло это вечером 19
июня 1859 г. Так что залив Америка назван вовсе не в честь Соединенных Штатов,
как полагают некоторые наши сограждане, а по имени судна, носившего русский
флаг.
Между тем, продолжая плавание, русские мореходы впервые нанесли на карту в те
дни и ряд других знаковых для нас названий: залив Петра Великого (при этом
определив его границы), Амурский и Уссурийский заливы, залив Стрелок, острова
Аскольд, Русский, Путятин, бухты Новик и Воевода, полуостров
Муравьева-Амурского, бухту Золотой Рог и на ее берегу - порт Владивосток. Именно
так! В июне 1859 г., за год до основания поста Владивосток, на картах было уже
обозначено имя нашего города. При этом надо заметить, что никто из команды
“Америки” и сам генерал-губернатор на берег, где в будущем будет строиться
Владивосток, не сходил, а лишь созерцали его из Золотого Рога.
Это уточнение - для тех, кто наслушался баек, повествующих о том, как
генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский наносил
исторический визит во Владивосток, а посему, дескать, и полуостров, где
расположен Владивосток, носит его имя. Враки это! Никогда граф не был во
Владивостоке. Только посмертно, когда его прах доставили из Парижа и в 1991 г.
перезахоронили у нас в городе.
По поводу выбранного им места под военный пост на берегу Золотого Рога
Н.Муравьев-Амурский в своем рапорте 4 октября 1860 г. констатировал, что “по
своему географическому положению Владивосток должен стать главной базой в южном
Приморье, а побережье залива Петра Великого и прилегающие к нему земли могут
послужить местом для заселения переселенцев”.
Вместе с тем необходимо отметить, что строительство военных постов в южных
гаванях, и как можно быстрее, диктовалось тогда в первую очередь по
военно-политическим соображениям, так как существовала опасность захвата
побережья англо-французским морским десантом. И это прекрасно понимал
генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Муравьев-Амурский, предпринимая огромные
усилия, чтобы предотвратить это.
Кстати. Любопытный факт относительно заселения новых русских земель. Как
известно, русские первопроходцы, прежде чем застолбиться в южном Приморье,
осваивали Приамурье. К этому времени и относятся нижеследующие события. Дабы
заселить низовья Амура, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Муравьев (тогда
еще без приставки “Амурский”), пошел на следующий шаг. Он предложил и получил
добро заселять новые земли каторжными уголовными преступниками, около тысячи из
которых для этой цели освободили от дальнейшего срока, давая шанс начать новую,
с чистого листа жизнь, превратив их в вольных поселенцев. Но в дикой глухомани.
Однако уголовники затребовали себе в попутчицы женщин, дескать, жениться хотим,
какая может быть без баб житуха?
После раздумий, понимая, что мало найдется сумасшедших особ женского пола
добровольно ехать в дикие места, генерал-губернатор нашел выход: на свободу
выпустили и женщин, мотавших каторжные сроки. И предложил каждому из уголовников
выбрать себе жонку. Но как их венчать, официально переженить эту шайку-лейку,
коль под рукой нет священника? Не мудрствуя лукаво, генерал-губернатор
Н.Муравьев, построив всех попарно самолично, и скрепил их союз: “Венчаю вас,
детушки. Будьте ласковы друг с другом. Мужья, не обижайте жен и живите
счастливо!”. Впоследствии епископ Иннокентий, а куда уже было деваться (?!),
счел эти “брачные союзы” и детей, от них наплодившихся, вполне законными.
По итогам плавания 1859 г., которое стало поистине историческим и весьма
значимым для Приморья, была составлена и выпущена в свет первая карта залива
Петра Великого. В примечании к ней было сказано: “Осмотр берегов залива Америка
и гавани Находка произведен пароходо-корветом “Америка” в 1859 г. (...) Берега
от мыса Майделя до залива Посьета сняты с английской карты с теми дополнениями и
исправлениями, которые произведены пароходо-корветом “Америка” в 1859 г. ”.
Спору нет, существенный вклад в деле исследования дальневосточных берегов и
морей внесли и другие корабли и суда Российского флота. Их имена золотом вписаны
в нашу историю. Но сегодня наш рассказ только об одном из них, носившем название
чужеземного континента и ярко отметившемся под русским флагом у берегов
Приморья.
Нынче в ряде случаев просто невозможно точно сказать, кто и когда дал название
той или иной бухте, заливу, острову. Но известно, что многим из них были
присвоены имена по инициативе или с одобрения Н.Муравьева-Амурского.
Будни моряков-первопроходцев
В навигацию 1860 г. пароходо-корвет “Америка” впервые посещает Владивосток,
который годом раньше с его борта на метил здесь строить генерал-губернатор
Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский. Нынче на борту судна находился
военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.Казакевич. Он ознакомился
с ходом строительства поста солдатами под командой прапорщика Н.Комарова,
высадившихся здесь с транспорта “Манджур” за 11 дней до прихода в Золотой Рог
“Америки”. Сходив после этого по казенной надобности в Японию, где
пароходо-корвет с дипломатическими миссиями уже неоднократно бывал, он вернулся
в Николаевск-на-Амуре.
Дальнейшая служба корабля проходила буднично. “Америка” доставляла в строящиеся
военные посты солдат и различные грузы, участвовала в гидрографических работах,
при необходимости, выполняла роль корабля связи. Кстати, с середины 60-х гг. на
пароходе-корвете “Америка” набирался морского опыта будущий известный
ученый-исследователь и флотоводец, а тогда еще совсем юный Степан Макаров.
Случалось, попадал пароходо-корвет и в передряги, во время одной из которых он
только чудом не погиб. Случилось это в марте 1865 г. на Амуре. При взломе льда
натиском воды судно сорвало с якорей и вместе с льдинами понесло по реке.
Спасение пришло лишь спустя пять часов в виде отмели, на которую его выбросило.
Как “Америка” сдалась озорнику-хулигану
Увы, был и такой факт в ее биографии, который в современной историографии не
значится. Опозорил доброе имя трудяги пароходо-корвета ее новой капитан
Вешняков. А произошло следующее.
Послужив верой и правдой немало лет во благо Отечества, с июля 1876 г.
постаревшую “Америку” перевели в разряд брандвахтенного судна Владивостокского
порта. Попутно ее стали использовать для морских прогулок праздной публики в
окрестностях Владивостока и о. Русский. В один из таких “круизов” летом 1877 г.
и приключился конфуз. Из похода в базу возвращалась канонерская винтовая лодка
“Горностай”, которой командовал большой озорник и шутник капитан-лейтенант
В.Терентьев (впоследствии агент Добровольного флота во Владивостоке, о котором
мы уже рассказывали. - Прим.авт.). Увидев в тумане и опознав по силуэту
пароходо-корвет “Америка” у острова Русский, Терентьев велел произвести над ней
выстрел из носового орудия. Шутки ради. Перепуганный насмерть капитан “Америки”
Вешняков, полагая, что попался на прицел какому-то супостату, велел немедленно
спустить флаг, что и было тут же исполнено. Так Вешняков, даже не пытаясь
разобраться в ситуации и без всяких раздумий, сходу “сдал” корабль на милость
победителя. Командир “Горностая” радовался такому исходу шутки как малое дитя.
Понятно, что Вешняков обозлился за конфуз и затаил на озорника обиду. При случае
он пожаловался на Терентьева командиру порта, благо племянница последнего,
отдыхавшая на “Америке”, пострадала при этом инциденте: услышав грохот выстрела,
испуганная барышня упала в обморок и ее едва привели в чувство. Терентьева
отругали за такие проказы, а дело о спуске флага над “Америкой” тихо замяли.
Зачем заострять внимание на неприятном, позорном факте и трубить о нем на весь
белый свет?
24 декабря 1883 г. пароходо-корвет “Америка” был исключен из списков русского
флота. По старости.
И последний штрих. Находясь в отставке и проживая в Одессе, бывший командир
парохода-корвета “Америка” капитан 1-го ранга Александр Арсентьевич Болтин
(командовал судном с 1858 по 1867 г.), оставшийся неравнодушным к своему кораблю
и Дальнему Востоку, на старости лет написал и подарил в 1899 г. Владивостоку
картину “Пароходо-корвет “Америка”, которая была с благодарностью принята
“отцами” города.
Евгений Шолох
http://vladlib.ru/elib/rozdenue/amerika.html |
|