Промысловая деревянная яхта, построена в 1872 г. судовым мастером Куртом
Скаале (Kurt Johannesson Skaale) в Розендалене, имя получила в честь
жены первого владельца. Оснащёна как шлюп. Длина 21 м (70 фт.),
водоизмещение 48 т. Первые 28 лет службы эксплуатировалась как судно для
ловли сельди. Амундсен шутил, что он и его судно были ровесниками.
В 1900 г. «Йоа» купил Амундсен, предназначая его для трёхлетней
экспедиции в высокие широты Арктики. Судно по размерам значительно
уступало используемым предыдущими экспедициями, однако Амундсен полагал,
что маленькая команда, получая ресурсы «от земли» (например, охотой),
сможет лучше справиться с задачей прохождения Северо-западным проходом,
чем многолюдная экспедиция, подобная отряду Франклина. Поскольку
совершенно отсутствовали данные о глубинах в проливах Канадского
арктического архипелага, судно должно было иметь малую осадку и плоское
днище. «Йоа» соответствовала всем этим требованиям. Немаловажным
фактором сделки было и то, что Амундсен был стеснён в средствах,
снаряжая экспедицию за счёт небольшого наследства.
В 1901 г. Амундсен предпринял пробное плавание в Баренцево море, которое
продолжалось около 5 месяцев. Командиром судна был нанят Ханс Кристиан
Йоханнесен — прежний владелец «Йоа». Судно успешно выдержало напор
паковых льдов. Зимой 1902 г. судно было оснащено керосиновым двигателем
в 13 л.с., к которому были подсоединены якорный шпиль и парусные лебёдки
— это был один из первых в истории судостроения проектов механизации
работы судовой команды. Двигатель был непригоден для движения судна, но
использовался для маневрирования.
Личный состав экспедиции включал:
Руаль Амундсен — начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному
магнетизму, этнограф.
Годфрид Хансен, датчанин по национальности — штурман, астроном, геолог и
фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в
экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
Антон Лунд — шкипер и гарпунщик.
Педер Ристведт — старший машинист и метеоролог.
Хельмер Хансен — второй штурман.
Густав Юл Вик — второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях.
Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
Адольф Хенрик Линдстрём — кок и провиантмейстер. Участник экспедиции
Свердрупа в 1898—1902 гг.
Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы
Ланкастер, Барроу, Пил, Франклин, Джеймс-Росс и в начале сентября
остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Кинг-Вильям (ныне
здесь деревня Йоа-Хейвен). Летом 1904 года бухта не освободилась ото
льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку. Зимовка проходила в тяжёлых
условиях: два человека (Амундсен и Г. Хансен) остались на судне,
остальные поселились в береговом доме, сложенном из продовольственных
ящиков, набитых песком. Зимой во внутренних помещениях температура не
превышала +5 °C. Конструкция керосиновых газокалильных ламп оказалась
непригодной, и большую часть полярной ночи команда вынуждена была
проводить в потёмках.
Основным занятием команды было исследование свойств земного магнетизма,
а также этнографические исследования обитающего в этих местах
эскимосского племени. Сведения, полученные Амундсеном, оказались
бесценными для подготовки экспедиции к Южному полюсу.
13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает
Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих
упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал:
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя
мне было только 33».
После возвращения на судно Амундсен узнал о болезни самого младшего
участника экспедиции — Вика, он вскоре скончался. В составе экспедиции
не было врача, и причина смерти осталась неизвестна. У мыса Барроу «Йоа»
едва не погубил сильный шторм, причём была сломана единственная мачта.
Её удалось заменить только в Номе, на Аляске, бесплатную замену мачты
произвёл местный плотник, при этом обломки старой мачты он распилил на
мелкие куски и продавал их как сувенир по 10 долларов за штуку…
После окончания экспедиции, «Йоа» 19 октября 1906 г. прибыла в
Сан-Франциско, незадолго до того разорённого землетрясением. Амундсен
намеревался обогнуть мыс Горн, и вернуться в Норвегию, но норвежское
землячество Калифорнии убедило его продать яхту. Стеснённый в средствах
исследователь согласился, и яхта была выставлена под открытым небом в
парке Голден-Гейт, постепенно разрушаясь от непогоды. В 1939 г. яхту
подвергли капитальному ремонту, но начавшаяся война отсрочила его. В
1972 г. «Йоа» была возвращена Норвегии, ныне являясь экспонатом Морского
музея в Осло. В 2005 г. была использована для съёмок документального
фильма об экспедиции Амундсена.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|