Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Великая Княжна Мария Николаевна»
|
|
Из всех парусных кораблей больше всего мне нравятся клиперы. Они грациозны,
по-морскому красивы и довольно редкие.
Их строили в США и Англии для доставки чая, шерсти и других грузов. Все морские
державы мечтали о клиперах. Не была исключением и Российская империя.
Для этой цели был выбран британский клипер «Hesperus», построенный 11 ноября
1873 года в Гриноке на верфи знаменитого кораблестроителя Роберта Стиила по
заказу судоходной фирмы «David and Moor». В течение 20 лет парусное судно
осуществляло морские перевозки по известным клиперским маршрутам Австралия -
Великобритания. У клипера «Hesperus» были и достижения, относящие его к числу
лучших парусных кораблей. В 1894 году расстояние от Лондона до Мельбурна клипер
преодолел за 81 сутки, обычно это расстояние суда проходили за 92 дня. Однако в
1892 году в судьбе клипера произошли глобальные перемены - на его борту
появились курсанты учебных заведений, проходившие морскую практику на
чудо-корабле. Славно послужив Британии, клипер был продан Российской империи за
9000 фунтов стерлингов и приписан к Одесскому училищу торгового мореплавания,
которое уже выпускало будущих мореплавателей с 1866 года.
Клипер получил новое наименование «Великая княжна Мария Николаевна», в честь
дочери царя Николая I, а первым капитаном учебного судна был назначен капитана 2
ранга в отставке П. З. Балк, потомственный моряк и прекрасный специалист
морского дела. С его появлением, на клипере воцарила дисциплина. Экипаж судна
состоял их трех помощников капитана, двух боцманов, старшего матроса, старшего
рулевого, мастера-парусника, судового плотника, машиниста, обслуживающего
паровую машину, матросов 2-го и 1-го классов.
Корпус клипера был набран по поперечной схеме и выполнен из двусварочного железа
под наблюдением Английского Ллойда. Судно относилось к высшему классу 100А1. Это
было двухпалубное с баком и ютом судно, с двумя водонепроницаемыми переборками в
носу и корме. Клипер имел красивые обводы и устремленный вперед и вверх
форштевень, продолжением которого являлись бушприт с утлегарем и бом-утлегарем.
Проще говоря, плавностью корпуса клипера можно было восхищаться вечно. Корпус
клипера «Великая княжна Мария Николаевна» был более прочным, чем у композитных
судов, что способствовало увеличить вместимость до 2000 регистровых тонн.
Высота фок-мачты от киля до клотика равнялась 55,3 м с углом наклона 3,5?,
грот-мачты 56,3 м - с углом наклона 4,5?, бизань-мачты 48,7 м - с углом наклона
6?. Весь рангоут, за исключением тех, которые были выполнены из крепкого
красного дерева, были железными и по старой морской традиции имели черный цвет.
Ноки и топы имели белый цвет. Парусное вооружение клипера время от времени
менялось. Так в 1892 году классический клипер «Hesperus» расстался с
«королевскими» парусами, когда впервые опробовал себя в новой роли учебного
судна. В 1908 году некоторые деревянные реи брамселей клипера, которые изрядно
износились, были просто сняты, а бизань-мачта осталась «сухой» сняв с нее прямые
паруса. Немного усовершенствовав паруса на фок-мачте и грот-мачте, парусник уже
имел вооружение барка. При этом его ходовые качества практически не изменились -
морское судно по-прежнему развивало 6 узлов.
Уже в 1913 году клиперу был предан прежний облик. Был восстановлен рангоут и
заменен весь такелаж, были пошиты новые паруса для полного парусного вооружения
клипера. Кроме того на судне был смонтирован паровой котел, который обеспечивал
работу механизмов брашпиля и лебедок, а также нескольким другим устройствам. На
клипере появилось электроснабжение и паровое отопление, также на парусном судне
было добавлено второе дно, радиостанция и смонтированы балластные цистерны
емкостью 280 литров.
морские плавания клипера «Великая княжна Мария Николаевна»
Став учебным судном, клипер «Великая княжна Мария Николаевна» забыл об океанских
просторах, теперь он бороздил Черное море. В конце мая клипер бросал якорь на
рейде Одессы. После десятидневной стоянки он отправлялся к берегам Феодосии или
Геленджика, где в течение двух недель с курсантами проводились шлюпочные учения.
Затем клипер следовал вдоль берегов Кавказских гор и Крыма и через несколько
недель, в конце августа он прибывал в Одессу, где брал на борт новых кандидатов.
После 25 августа парусник отправлялся к болгарским берегам. Во время этого
плавания принимались практические экзамены в присутствии экзаменационной
комиссии, а уже 24 октября все курсанты счастливые сходили на берег.
Учеников на клипер набирали из числа курсантов Одесского училища и иногородних
практикантов. Их количество могло достигать 110 человек. На клипере была
установлена строгая дисциплина как на военном корабле. Они несли вахту и
выполняли приказы старших командиров. Частыми на клипере были авральные работы и
тренировки по спуску спасательных шлюпок как в штиль, так при волнении моря. Быт
курсантов был организован рационально, но немного строго. Практиканты в ночное
время отдыхали в подвесных парусинах, которые подвешивались как гамаки, а в
дневное время «койки» убирались, при этом освобождалось пространство в кубрике,
а у «владельцев» «кроватей» отпадало желание поваляться на них.
В 1913 году на клипере «Великая княжна Мария Николаевна» был проведен
капитальный ремонт, который проходил в Англии на верфи «Swan&Hunter»,
расположенной в городке Уоллсенд. После чего парусное судно было отправлено в
Балтийском море, где продолжило свои учебные морские походы с выходом в Северное
море. Судьба клипера в этот период окутана тайной и нет никаких данных,
рассказывающих об этом. Однако, известно, что клипер благополучно пережил первую
мировую войну и в 1921 году был продан английской судоходной компании «London
Steamship and Trading Co.», и переименован в «Silvana». Он выполнял рейсы по
Средиземному морю. В одном из очередных морских походов в 1924 году судно попало
в сильнейший шторм и недалеко от порта Генуи затонуло.
Так загадочно прервалась судьба прекрасного клипера «Великая княжна Мария
Николаевна», который стал единственным парусным судном такого типа в русском
парусном флоте.
Технические данные клипера «Великая княжна Мария Николаевна»:
Длина - 79,9 м;
Ширина - 12,1 м;
Осадка - 6,05 м;
Водоизмещение - 2870 тонн;
Площадь парусов - 2906 кв. м;
Вместимость - 1859 регистровых тонн;
Экипаж - 150 человек;
Число курсантов - 110 человек;
http://shipwiki.ru/parusnye_suda/russkiy_kliper_velikaya_knyazhna_mariya.html |
|