Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
|
«Крейсерок»
|
 |
Художник-маринист Валерий Шиляев |
«Крейсерок» - паровая шх. с парусным вооружением.
Переоборудована из хищнической шх. «Генриетта», захваченной в 1886 году
у Чукотского побер. кл. «Крейсер». Построена в 1884 г., водоизмещение -
15 т, длина - 24 м, ширина - 8 м.
17 августа 1886 г. русский парусно-винтовой клипер
«Крейсер» перехватил
у м. Дежнева американскую шхуну «Генриетта» водоизмещением 45 т, экипаж
которой вовсю занимался в российских водах контрабандной добычей морских
богатств. Захваченную с поличным (на борту «Генриетты» оказалось около
двух тонн китового уса, 500 шкур черной и красной лисы, много моржовых
клыков и т.п.) шхуну-хищника, несмотря на возмущение и угрозы ее
капитана, конфисковали.
На нее тут же назначили нового командира — лейтенанта Попова и еще
девять членов экипажа, которым была поручена задача перегнать
«Генриетту» во Владивосток.
Весной 1888 г. приказом командира Владивостокского военного порта
контр-адмирала Фельдгаузена ее переименовали в «Крейсерок», в честь
клипера «Крейсер», захватившего ее у американских морских браконьеров в
качестве приза.
Первоначально шхуну использовали как посыльное и гидрографическое судно.
В мае 1888 г. ее передали в подчинение начальника караула на о. Тюленьем
(где находились огромные лежбища морских котиков) лейтенанта Сергея
Селиверстовича Россета по его убедительному ходатайству.
Судно вооружили, установив на его борту два орудия и «Крейсерок»,
покинув Владивосток, вышел в море курсом к о. Тюленьему. Но практически
сразу же случилась беда.
Ночью 10 июня 1888 г., когда шхуна находилась в проливе Лаперуза,
разыгрался шторм. Экипаж небольшого суденышка изо всех сил боролся со
стихией. И в один из напряженных моментов очередной волной лейтенант
С.Россет был смыт за борт, навсегда исчезнув в пучине клокочущего
моря...
Новым командиром сторожевой шхуны был назначен лейтенант А.Соболев, а в
навигацию 1889 г. его сменил лейтенант А. Дружинин.
Заканчивая к середине октября 1889 года охранную службу у о. Тюленьего,
экипажу «Крейсерка» удалось захватить и арестовать очередную
шхуну-браконьера «Роза» под американским флагом (капитан Декстер).
Шестерых американцев, вместе со шкипером, пересадили на «Крейсерок», а к
оставшимся восьми браконьерам на «Розе» высадилась партия из четырех
наших моряков под командованием лейтенанта А.Налимова. «Роза» должна
была следовать в кильватере за «Крейсерком». Курс держали на
Владивосток.
Ночью 16 октября «Крейсерок», у м. Терпения наскочил на камни, а
поднявшийся к полудню шторм разбил ее вдребезги. Русские моряки и их
американские пленники пытались спастись на шлюпках, но удалось это
единицам. Погибнет и лейтенант Андрей Налимов (его тело позже волной
прибьет к берегу, и оно будет предано земле на м. Терпения).
Каким-то чудом уцелел кондуктор Василий Корсунцев, которому удалось-таки
добраться до берега. Обессиленный и окоченевший, он опять-таки чудом
добрел до м. Терпения, где его обнаружили местные орочи-охотники. Спустя
10 суток Корсунцева доставили в лазарет в Корсакове, где он и поведал о
случившемся. Причем, по его словам, ситуацию на шхуне усугубили янки,
которые, судя по всему, вывели из строя компас, да и потом тоже бузили.
А во время эвакуации на шлюпки они устроили сутолоку и давку, стремясь
первыми спастись. При этом один из американцев ударил ножом матроса
Трапезникова, который взывал янки к порядку. В результате тяжелого
ранения в шею матрос Трапезников умер.
Обломки шхуны «Крейсерок» были обнаружены японцами на северо-западном
побережье Хоккайдо у небольшого селения Ваканаи...
Памятник был открыт в 1897 году.
Сооружался он на пожертвования моряков и офицеров и был создан по типу
памятника клиперу «Опричник» в Кронштадте.
Памятник представляет собой пирамиду из каменной глыбы, обвитой тяжёлой
якорной цепью и увенчанной корабельным якорем. Военный порт выделил
шесть чугунных пушек, адмиралтейский якорь, а так же отлил из чугуна
Андреевский флаг.
Автором проекта был петербургский художник Лавров.
В 1982 году памятник был реставрирован силами моряков Тихоокеанского
флота.
|
|