Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
|
«Олег»
|
|
В эпоху, когда основные силы флота состояли из тихоходных и
неповторимых парусных линкоров, быстроходные и маневренные фрегаты
использовались для разведки, крейсерства и несения дозорной службы при
эскадрах. Фрегат - трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением.
Главная артиллерия фрегата, как правило, располагалась под верхней
палубой в закрытой батарее. Часть орудий также могла находиться и на
открытой верхней палубе.
В первой половине XIX века в помощь парусам пришла паровая машина.
Появились колесные пароходы-фрегаты, однако просуществовал этот класс
недолго, всего два-три десятилетия. Дело в том, что огромные гребные
колеса и их кожухи на военном корабле представляли отличную цель для
вражеских артиллеристов. В качку лопасти гребных колес то практические
полностью поднимались из воды, то погружались по самые ступицы. Колеса
часто подвергались повреждениям в шторм волнами и очень мешали при
движении под парусами. Эти недостатки не позволяли пароходу-фрегату
стать подлинно боевым кораблем. Только применение гребного винта
позволило фрегату, сохранив качества быстроходного и маневренного
парусника, получить возможность двигаться независимо от ветра. Именно
парусно-винтовой фрегат, обладающий за счет парусов огромной дальностью
плавания и свободой маневра за счет механической установки, стал
наиболее эффективным кораблем для действий на океанских торговых путях.
Совершая длительные переходы под парусами, боевой корабль мог неожиданно
для противника появиться в решающем месте и в решающий момент.
В Российской империи после постройки и проведения ходовых испытаний
первого парусно-винтового фрегата «Архимед» сразу оценили достоинства
нового класса кораблей. За период с 1853 по 1861 год, наряду с винтовыми
судами других классов - корветами и клиперами, было построено
одиннадцать парусно-винтовых фрегатов, составляющих внушительную силу на
море. И хотя в морских сражениях им не пришлось участвовать, роль
потенциальной боевой силы они сыграли большую. Появление русского
военно-морского флага в самых отдаленных от России океанских районах,
случалось, удерживало от агрессивных действий флота других держав. В
периоды обострения международной обстановки Российская империя постоянно
держала в дальних водах большое количество военных кораблей. В случае
внезапного объявления войны эти корабли сразу же должны были включиться
в рейдерство на морских и океанских рубежах.
Так, в 1863 году в период войны между северными и южными штатами
Америки, появление у Нью-Йорка русской эскадры адмирала Лесовского, в
которую входили винтовые фрегаты «Александр Невский», «Ослябя», «Пересвет»
и другие суда, а у Сан-Франциско - эскадры Попова, заставило Англию
отказаться от вмешательства в этот конфликт. В конечном итоге это
обеспечило победу северным штатам и отмену рабства в США.
Неоценим также вклад кораблей этого периода - винтовых фрегатов,
корветов и клиперов в дело изучения мирового океана. Находясь постоянно
в дальних океанских плаваниях, мореплаватели вели большую
исследовательскую работу по океанологии, гидрографии, гидрометеорологии.
Именно в тот период на карте мира появилось больше всего названий в
честь русских кораблей и моряков.
Одним из славных кораблей был 57-пушечный парусно-винтовой фрегат
«Олег», который был заложен на Кронштадтской верфи 29 января 1858 года.
Создателем проекта был корабельный инженер полковник Шоунбург. Корпус
фрегата «Олег» был построен из лиственницы, дуба и сосна. Толщина
наружной обшивки составляла 152 мм, у ватерлинии и выше его обшивка
утолщалась до 229 мм.
Спуск на воду фрегата «Олег» на воду состоялся 4 июня 1860 года. В ходе
строительства в проект вносились некоторые изменения. Так согласно воле
его императорского Величества Константина Николаевича были убраны
громоздкие гальюнные решетки и тяжеловесный княвдигед, на верхней палубе
был сделан небольшой полубак, корма получила простую округленную форму
вместо традиционного транца с расширениями по бортам. Архитектура
корпуса стала более современной в сравнении с ранее построенными
фрегатами этой серии.
Шесть паровых котлов с угольным отоплением давали пар для
двухцилиндровой горизонтальной паровой машины, работающей на гребной
винт. Двухлопастный гребной винт диаметром 5,8 м был расположен в
вертикальной раме, скользящей по пазам в вырезе кормы. При движении под
парусами винт, соединенный от гребного вала, втягивался в «колодец»,
выполненный в кормовом подзоре. Подъем осуществлялся при помощи троса,
который проходил на шпиль через канифас-блок, закрепленный на палубе.
Артиллерийское вооружение фрегата «Олег» состояло из двух батарей: на
верхней палубе (опер-дек) 27 орудий и на нижней палубе (гон-дек) 30
орудий. В носовой части верхней палубы фрегата размещалась 60-фунтовая
пушка калибром 196 мм на поворотной платформе. При помощи талей
платформа вместе с орудием могла перемещаться к орудийному порту правого
или левого борта, разворачиваясь на роликах по медным дугообразным
погонам на палубе. Еще восемь 60-фунтовых, но немного укороченных орудий
находились на верхней палубе у орудийных портов между грот- и бизань
мачтами. Как и все остальные орудия фрегата, они имели обычные колесные
деревянные станки. Еще 18 более легких 30-фунтовых пушек стояли у своих
портов на верхней палубе. Нижняя батарея имела двадцать шесть
60-фунтовых и четыре 30-фунтовых пушек. Для своего времени это было
сильное вооружение. 60-фунтовое орудие могло метать бомбы весом 17,7 кг
на дистанцию до 1,6 морских миль.
В течение службы фрегат «Олег» ходил в дальние походы. Побывал с
визитами в портах Франции, Греции и Турции. Выдерживал штормы в зимней
Атлантике. О прочности и мореходных качествах фрегата хорошо отзывался
его командир - капитан 2 ранга Андреев.
Зимой 1861 года находясь на рейде Вилла-Франка фрегат «Олег» был сорван
с якоря штормовым ветром и вынесен кормой на каменную банку. Снявшись с
камней, военное судно прошло 160 миль до Тулона, где было поставлено в
док для осмотра повреждений.
Французские судостроители были весьма удивлены тем, что фрегат с
разрушенным килем не только не затонул, но сохранив руль, смог еще дойти
до гавани.
В 1863 году ранней весной у Аландских шхер фрегат «Олег» снова побывал
на камнях. После этого случая военное судно опять отправляется в
Средиземное море. Вернулся фрегат «Олег» на Балтику уже только в 1865
году.
Такая деятельная служба не могла не отразиться на техническом состоянии
корпуса фрегата. После 1865 года «Олег» уже не ходил в дальние походы.
Главным военно-морским руководством было решено ограничить район его
плавания водами Финского залива.
Несколько лет подряд продолжались учебные плавания в составе эскадры
Балтийского флота. В одном из таких плаваний в 1869 году при выполнении
перестроения эскадры, броненосная батарея «Кремль», нечаянно
столкнувшись с фрегатом «Олег», ударила своим острым тараном в его борт
около машинного отделения. Повреждение было таково, что «Олег»
продержался на воде всего пятнадцать минут. Затонул фрегат в районе
между островами Гогланд и Соммерс на глубине около 60 метров.
Являясь типичным кораблем переходного периода в истории судостроения от
парусных судов к паровым, фрегат «Олег» был также и представителем
последней серии фрегатов, на которой закончилась эпоха деревянных
парусных кораблей с гладкоствольными заряжающимися из ствола орудиями.
Следующая серия фрегатов, построенных из железа и вооруженных нарезной,
более скорострельной артиллерией с увеличенной дальнобойностью, стала
основой для появления нового класса боевых кораблей - крейсеров.
Технические характеристики парусно-винтового фрегата «Олег»:
Длина - 77,1 м;
Ширина - 16,6 м;
Водоизмещение - 4353 тон;
Силовая установка - паровая машина мощностью 800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Экипаж - 575 человек;
Вооружение:
Орудия - 57 единиц;
http://korabley.net/news/parusno_vintovoj_fregat_oleg/2010-03-15-509
|
|