|
Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
|
«Порт-о-Пренс»
|
|
"Порт-о-Пренс" - далеко не самое знаменитое пиратское судно, однако,
волею обстоятельств, его история была задокументирована. Книга,
написанная одним из немногих выживших моряков с "Порт-о-Пренса",
Уильямом Маринером, стала важнейшим источником по истории Тонга и до сих
пор является единственным свидетельством о жизни королевства до принятия
там христианства. Поэтому, в отличие от сотен кораблей, которые веками в
безвестности покоятся на морском дне, а также от полумифических судов
знаменитых пиратов, в существование которых верят только самые отчаянные
энтузиасты, история о золотых сундуках "Порт-о-Пренса" долгое время
раззадоривала кладоискателей и любителей морских легенд.
История эта и правда захватывающая. Корабль, построенный французами, в
начале XIX столетия был захвачен английскими корсарами, которые в
течение нескольких лет использовали его для грабежа испанских кораблей
вблизи Южной Америки. Со временем судно отошло частному владельцу,
который, рассудив, что морской разбой - не самый стабильный источник
дохода, отправил "Порт-о-Пренс" в Новый Свет с двойным заданием: в
случае, если нападения на испанцев не увенчаются успехом, команде было
предписано следовать в Океанию и охотиться там на китов.
Считается, при этом, что с первой своей задачей моряки "Порт-о-Пренса"
справились: согласно рассказу Уильяма Маринера, к островам Тонга судно
подошло с тяжелым грузом сокровищ. Несмотря на то, что груженых золотом
галеонов на своем пути пираты не встретили, в трюмах корабля за полтора
года плавания скопилась добыча на много тысяч долларов золотом.
Достигнув Гавайев, капитан рассчитывал подлатать потрепанное в морских
стычках судно и продолжить плавание, однако заняться китовой охотой
экипажу было не суждено.
29 ноября 1806 года "Порт-о-Пренс" бросил якорь возле острова Лифука,
где, по словам Маринера, когда-то останавливался
капитан Кук. Вечером на
судно поднялась делегация от местного населения - туземцы принесли
команде мясо и плоды и вообще всячески заверяли моряков в своих добрых
намерениях. Однако, как выяснилось, планы у местных жителей были совсем
другие. Очевидно, местный вождь Финау Улукалала II, которые в эти годы
развивал внешнюю политику и пытался присоединить соседние острова,
прикинул, что для решения этой задачи отлично подойдут пушки с "Порт-о-Пренса"
(вооружение корабля насчитывало не менее 32 орудий различного калибра).
Когда на следующий день капитан дал команду сниматься с якоря, матросы
взбунтовались: было воскресенье, и им полагался день на берегу.
Воодушевленные гостеприимством, проявленным местным населением накануне
вечером, полтора десятка человек из команды сели в шлюпки и отправились
на остров. На "Порт-о-Пренс" тем временем начали высаживаться туземцы.
Вскоре капитан получил приглашение сойти на берег, достигнув которого
был до смерти забит дубинами. Та же участь постигла и взбунтовавшихся
пиратов. Остатки команды пытались оборонять корабль, но их было пара
десятков моряков против 300 туземцев. Из всего экипажа "Порт-о-Пренса"
выжили четыре человека, в том числе и юный Уильям Маринер - он напомнил
вождю его умершего сына, и Финау приказал пощадить молодого человека и
даже приблизил его к себе. Следующие четыре года Маринер провел на
Тонга.
А с захваченным кораблем Финау велел поступить способом, который
показался ему самым разумным. Сняв с "Порт-о-Пренса" пушки, туземцы
сожгли корабль до ватерлинии, тщательно собрали железную фурнитуру, а
остов вместе с золотом, серебром и медью, затопили. Денег туземцы Тонга
не знали, а для переплавки на оружие сокровища англичан не годились. Так
что "Порт-о-Пренс", конечно, не потерянный "Чагас" и не затопленная
шхуна Лафитта, но обнаружение места его гибели вполне может превратить
Тонга в новую "мекку кладоискателей".
Абсолютной уверенности в том, что обломки, найденные в районе Хаано и
Фоа (острова группы Хаапай в южной части Тонга), являются останками "Порт-о-Пренса",
пока что нет. Да и видели их всего два человека: местный дайвер Тевита
Моала, а также Дэррен Райс - владелец водолазного курорта, на территории
которого Моала и обнаружил обломки. По понятным причинам, делиться
подробностями своей находки Моала и Райс не спешат.
Однако сами они практически уверены, что найденное ими судно - именно "Порт-о-Пренс".
По словам Дэррена Райса, в районе островов Хаапай известно всего одно
пропавшее судно той эпохи. Правда, с этой точкой зрения согласны не все.
Так, некоторые историки уверяют, что в XIX веке острова Тонга были одним
из центров морской торговли кокосовым маслом, и в этом районе могло
затонуть великое множество судов. С другой стороны, историки признают,
что пик торговли начался после 1850-го года. Между тем, обнаруженное
водолазами судно, скорее всего, было построено раньше: министр Тонга по
делам туризма Сандра Фифита со слов Моала и Райса рассказала, что трюмы
корабля обшиты медью - такой защитой от морских червей и водорослей
оборудовали парусные суда, построенные между 1780 и 1850 годами.
По словам Фифиты, если найденный корабль - действительно "Порт-о-Пренс",
то сокровища, скорее всего, невредимы. Речь идет об изделиях из меди,
серебра и золота, в том числе подсвечниках, распятиях и потирах.
Впрочем, не исключено, что желание подстегнуть потенциальных
кладоискателей продиктовано должностными обязанностями министра.
Дэррен Райс, тем временем, готовит собственную экспедицию к затопленному
судну. По его словам, район, в котором были найдены останки, известен
сильными течениями, и за 200 лет то, что осталось от корабля и груза,
могло разбросать по очень обширной территории. Первым делом Райс
намеревается определить район поисков, составить карту и тщательно
задокументировать все находки.
По словам Райса, погодные условия не позволят начать экспедицию до
ноября-декабря 2012 года. В первую очередь нужно будет окончательно
установить, что найденные останки принадлежат "Порт-о-Пренсу". "Именно
это для меня главное, а не сокровища, - говорит Райс. - Если это правда
'Порт-о-Пренс', то это одна из самых важных находок в истории Тонга".
|
|