Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
|
«Утренняя заря»
|
|
Шхуна «Утренняя заря» - первопроходец северного маршрута
Для более широкого представления о плавании по северным широтам следует
рассказать о беспримерном переходе судна «Утренняя заря» из устья Енисея
в Петербург, совершенном в конце 70-х годов XIX века.
Инициатором плавания выступил Михаил Константинович Сидоров, известный
сибирский купец и промышленник, нанявший для этой цели команду во главе
с капитаном Давыдом Ивановичем Шваненбергом. В 1876 году он купил шхуну
«Северное сияние», загрузил ее образцами высококачественной сибирской
древесины, а также коллекцией редких зверей и птиц, предназначавшихся
для университетов Москвы и Петербурга.
Однако из-за различных проволочек судно вышло в рейс лишь в середине
сентября и, дойдя до Енисейского залива, попало в шторм, в результате
чего у нее оказались порваны паруса и сломана мачта. Поскольку
продолжать дальнейшее плавание не представлялось возможным, «Северному
сиянию» пришлось встать на зимовку. Сам М.К. Сидоров в это время
находился в Петербурге и принять меры для восстановления судна не мог.
Шваненберг пытался найти необходимые материалы, но ему не удалось это
сделать. Тогда он отправился в столицу, где получил от хозяина шхуны 25
000 рублей для приобретения нового судна. Действительно, «Северное
сияние» не выдержало условий зимовки и оказалось к плаванию не пригодно.
Шваненбергу удалось отыскать севшую на мель английскую парусную шхуну
«Ибис» и выкупить ее у хозяина. Она была переименована в «Утреннюю
зарю», после чего перегрузили на нее весь груз с «Северного сияния» и с
командой из четырех человек вышли в плавание. Во время рейса они сделали
остановку в одном из туземных селений на Енисее, где собрали предметы
быта аборигенов, посчитав имеющуюся на борту коллекцию недостаточной.
В начале августа судно вошло в Енисейский залив, где состоялась встреча
с немецким пароходом «Фразер» под командованием капитана Дальмана. Тот
принялся отговаривать русских моряков от дальнейшего плавания, поскольку
парусная шхуна, на его взгляд, не сможет преодолеть столь значительное
расстояние среди льдов и торосов. Но его слова произвели на команду
слабое впечатление. Позже Шваненберг так вспоминал об этой встрече:
«Капитан парохода «Фразер» Дальман стращал нас льдами и предлагал
возвратиться морем на своем пароходе, но мы, воодушевленные примером
отважных русских моряков и промышленников, плававших на Новую Землю и
Шпицберген, осмелились плыть через Карское море и, смею думать,
доказали, что в настоящее время русские моряки не боятся ледяного моря».
Уже 12 августа 1877 года «Утренняя заря» подошла к острову Белому,
находящемуся в непосредственной близости от полуострова Ямал. Там члены
команды установили российский флаг, а также собрали ботанические и
геологические коллекции. Но вскоре судно попало в плавучие льды, и
команде пришлось несколько дней маневрировать, выбирая проходы с чистой
водой. К тому же во время столкновения с льдинами была повреждена
обшивка, требовалось постоянно откачивать воду из трюма и, не имея
сухого дока на маршруте, вести ремонт прямо во время плавания.
С большим трудом 18 августа шхуна прошла Карские Ворота. В конце августа
«Утренней заре» удалось войти в Баренцево море, где была сделана
остановка у рыбачьего поселка, находящегося на побережье. А через
несколько дней «Утренняя заря» подошла к норвежскому порту Вардё.
Комендант крепости, узнав о совершенном командой переходе, велел
произвести в честь этого салют, а норвежские моряки вынесли
мореплавателей на берег на руках, устроив им торжественный прием.
Далее Шваненберг собирался пройти вокруг Скандинавии под парусами, но
экипажи скандинавских стран «из чувства глубокого уважения к
героическому экипажу не позволили этого и наперебой считали за великую
честь для себя без всякой оплаты буксировать «Утреннюю зарю» от одного
порта до другого». И везде их восторженно встречало местное население. В
Стокгольме в Шведской академии наук Шваненберг выступил с докладом о
своем плавании. Шведский профессор
Адольф Эрик
Норденшельд, совершивший позже сквозное плавание через Северный
морской проход от Скандинавии до Берингова пролива, узнав о плавании
«Утренней зари», приехал в Стокгольм специально для встречи с
российскими мореплавателями.
19 ноября 1877 года шхуна прибыла в Петербург и встала на якорь у
таможни на Васильевском острове. В честь мореплавателей была устроена
торжественная встреча в зале Морского музея. В их адрес приходили
поздравительные телеграммы из-за границы. Вот одна из них: «Сердечное
поздравление смелому подвигу, который всегда будет вспоминаться с
гордостью в летописях русского мореходства. Пусть «Утренняя заря»
рассеет мрак, который препятствовал верному суждению о состоянии
судоходства в Сибири...», - писал страстный их поклонник Норденшельд.
|
|