Парусники Энциклопедия парусных кораблей

Энциклопедия парусных кораблей

     
Пользовательский поиск

 Корабли

 До 1500 года
 1500 - 1600 год
 1600 - 1700 год
 1700 - 1800 год
 1800 - 1900 год
После 1900 года

 Чертежи

 1 страница
 2 страница
 3 страница
 4 страница
 5 страница

 Книги

 Модели

 

«Утренняя заря»


Шхуна «Утренняя заря» - первопроходец северного маршрута
Для более широкого представления о плавании по северным широтам следует рассказать о беспримерном переходе судна «Утренняя заря» из устья Енисея в Петербург, совершенном в конце 70-х годов XIX века.
Инициатором плавания выступил Михаил Константинович Сидоров, известный сибирский купец и промышленник, нанявший для этой цели команду во главе с капитаном Давыдом Ивановичем Шваненбергом. В 1876 году он купил шхуну «Северное сияние», загрузил ее образцами высококачественной сибирской древесины, а также коллекцией редких зверей и птиц, предназначавшихся для университетов Москвы и Петербурга.
Однако из-за различных проволочек судно вышло в рейс лишь в середине сентября и, дойдя до Енисейского залива, попало в шторм, в результате чего у нее оказались порваны паруса и сломана мачта. Поскольку продолжать дальнейшее плавание не представлялось возможным, «Северному сиянию» пришлось встать на зимовку. Сам М.К. Сидоров в это время находился в Петербурге и принять меры для восстановления судна не мог. Шваненберг пытался найти необходимые материалы, но ему не удалось это сделать. Тогда он отправился в столицу, где получил от хозяина шхуны 25 000 рублей для приобретения нового судна. Действительно, «Северное сияние» не выдержало условий зимовки и оказалось к плаванию не пригодно. Шваненбергу удалось отыскать севшую на мель английскую парусную шхуну «Ибис» и выкупить ее у хозяина. Она была переименована в «Утреннюю зарю», после чего перегрузили на нее весь груз с «Северного сияния» и с командой из четырех человек вышли в плавание. Во время рейса они сделали остановку в одном из туземных селений на Енисее, где собрали предметы быта аборигенов, посчитав имеющуюся на борту коллекцию недостаточной.
В начале августа судно вошло в Енисейский залив, где состоялась встреча с немецким пароходом «Фразер» под командованием капитана Дальмана. Тот принялся отговаривать русских моряков от дальнейшего плавания, поскольку парусная шхуна, на его взгляд, не сможет преодолеть столь значительное расстояние среди льдов и торосов. Но его слова произвели на команду слабое впечатление. Позже Шваненберг так вспоминал об этой встрече: «Капитан парохода «Фразер» Дальман стращал нас льдами и предлагал возвратиться морем на своем пароходе, но мы, воодушевленные примером отважных русских моряков и промышленников, плававших на Новую Землю и Шпицберген, осмелились плыть через Карское море и, смею думать, доказали, что в настоящее время русские моряки не боятся ледяного моря».
Уже 12 августа 1877 года «Утренняя заря» подошла к острову Белому, находящемуся в непосредственной близости от полуострова Ямал. Там члены команды установили российский флаг, а также собрали ботанические и геологические коллекции. Но вскоре судно попало в плавучие льды, и команде пришлось несколько дней маневрировать, выбирая проходы с чистой водой. К тому же во время столкновения с льдинами была повреждена обшивка, требовалось постоянно откачивать воду из трюма и, не имея сухого дока на маршруте, вести ремонт прямо во время плавания.
С большим трудом 18 августа шхуна прошла Карские Ворота. В конце августа «Утренней заре» удалось войти в Баренцево море, где была сделана остановка у рыбачьего поселка, находящегося на побережье. А через несколько дней «Утренняя заря» подошла к норвежскому порту Вардё. Комендант крепости, узнав о совершенном командой переходе, велел произвести в честь этого салют, а норвежские моряки вынесли мореплавателей на берег на руках, устроив им торжественный прием.
Далее Шваненберг собирался пройти вокруг Скандинавии под парусами, но экипажи скандинавских стран «из чувства глубокого уважения к героическому экипажу не позволили этого и наперебой считали за великую честь для себя без всякой оплаты буксировать «Утреннюю зарю» от одного порта до другого». И везде их восторженно встречало местное население. В Стокгольме в Шведской академии наук Шваненберг выступил с докладом о своем плавании. Шведский профессор Адольф Эрик Норденшельд, совершивший позже сквозное плавание через Северный морской проход от Скандинавии до Берингова пролива, узнав о плавании «Утренней зари», приехал в Стокгольм специально для встречи с российскими мореплавателями.
19 ноября 1877 года шхуна прибыла в Петербург и встала на якорь у таможни на Васильевском острове. В честь мореплавателей была устроена торжественная встреча в зале Морского музея. В их адрес приходили поздравительные телеграммы из-за границы. Вот одна из них: «Сердечное поздравление смелому подвигу, который всегда будет вспоминаться с гордостью в летописях русского мореходства. Пусть «Утренняя заря» рассеет мрак, который препятствовал верному суждению о состоянии судоходства в Сибири...», - писал страстный их поклонник Норденшельд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz