|
Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Пуркуа Па»
|
|
"Пуркуа Па?" (пер. фр. Почему бы и нет) - трехмачтовый барк,
построенный в 1907 г. кораблестроительной фирмой Сент-Мало под руководством
архитектора Готье на средства доктора Жана Батиста Шарко. Ж. Б. Шарко родился в
городе Нейли 15 июля 1867 г. На второй день после начала Первой мировой войны
Шарко перевооружает свой барк "Пуркуа Па?" и принимает участие в боевых
действиях. Корабль затонул во время шторма в Исландском море. Из 41 члена
команды в живых чудом остался только рулевой.
Полярный джентльмен (Ж. Б. Шарко) Среди знаменитых
полярников мы находим немало врачей. Доктором медицины был великий Руал
Амундсен, врач Фредирик Кук оспаривал у Роберта Пири честь первооткрывателя
Северного полюса, медиком был и знаменитый француз Жан-Батист Шарко. О нем и
пойдет наш рассказ.
Жан-Батист родился в семье известного французского невропатолога, профессора
Жана-Мартэна Шарко, изобретателя знаменитого душа. Послушный воле отца, сын
оканчивает естественный факультет Сорбоны, работает и клинике, затем переходит в
Пастеровский институт, где вместе с Ильей Мечниковым занимается проблемами рака.
Итак, медицина стала профессией Жана-Батиста Шарко. Но с детских лет он мечтал о
море. Сперва это представлялось развлечением — он купил небольшую яхту «Курлис»
и ходил на ней вдоль западных берегов Франции. Потом Шарко сменил ее на
15-тонный тендер, который назвал «Пуркуа-па?», что по-французски означает «А
почему бы и нет?». Этот задорный девиз Шарко пронес через всю свою славную
жизнь. В 1900 году на этом суденышке Шарко обошел вокруг Ирландии.
Следующим летом Шарко отправляется на «Пуркуа-па?» к Фарерским островам. За
полгода яхта прошла 2600 миль под парусами, а ее капитан успел за это время
подготовить свой первый научный труд —лоцию Фарерских и Шетландских островов.
Железная шхуна «Роз Мари» — следующее судно Шарко — имела уже солидное
водоизмещение — 214 тонн. На борту этой шхуны в 1902 году он впервые пересек
Северный Полярный круг, впервые посетил Исландию, остров Ян-Майен. Это плавание,
описание которого было высоко оценено специалистами, окончательно решило судьбу
Шарко.
Для задуманной экспедиции на Новую Землю, Шарко заказывает специальное судно.
Это был «Франс» («Франция») —железный парусник со 125-сильным мотором. Однако
судьба распорядилась по иному. Вместо северного направления на компасе «Франс»
появилось южное — Шарко в 1903 году удалось организовать первую французскую
антарктическую экспедицию.
Она продолжалась с осени 1903 по март 1905 года.
Слава пришла к Шарко. Великий Роберт Скотт назвал его «polar gent-leman»
(«полярным джентльменом»).
Шарко деятельно готовился к следующей экспедиции в Антарктиду. На верфи в
Сен-Мало закладывается новое полярное судно, крупнее и мощнее «Франса». По типу
это трехмачтовый барк с машиной. Корпус его укрепляется ледовым поясом. На судне
оборудуются три научные лаборатории. А на носу снова красуется знакомое название
— «Пуркуа-па?».
15 августа 1908 года вторая французская антарктическая экспедиция покинула Гавр
и взяла курс на юг. Состав ее почти не изменился по сравнению с первой. После
зимовки, в начале 1910 года «Пуркуа-па?» подошел к острову Петра I. В знак
заслуг его первооткрывателя Шарко назвал пространство океана вокруг острова
морем Беллинсгаузена. 5 июня 1910 года экспедиция возвратилась на родину.
Снова и снова все на том же верном «Пуркуа-па?» Шарко каждый год уходит в
полярные исследовательские экспедиции. Он неутомим — подробно описывает море у
берегов Исландии, а затем и Гренландии, участвует в поисках Амундсена,
пропавшего в 1928 году, в исследованиях 1931— 1932 годов по программе
Международного полярного года.
Погиб Жан Шарко 16 сентября 1936 года вместе со своим судном «Пуркуа-па?» в
жестокий шторм у берегов Исландии.
Имя Шарко не раз упоминается на карте Антарктиды. Тут можно найти пролив и гору
Шарко в архипелаге Кергелен, полуостров Шарко на Земле Александра I, залив Шарко
у северной части Антарктического полуострова, мыс Шарко у основания шельфового
ледника Шеклтона и, наконец, внутриконтинентальную французскую станцию Шарко на
Земле Адели.
|
|