Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Ра-2»
|
|
После путешествия на
"Кон-Тики" Тур Хейердал занимался археологическими раскопками на
Галапагосах, острове Пасхи и Маркизских островах, а в 1969 г. он
организовал экспедицию на папирусной лодке "Ра-1" (названной так в честь
бога Солнца), целью которой было продемонстрировать возможность
достижения берегов Америки древними народами Африки. Экспедиция
завершилась неудачей на полпути, когда из-за дефектов в конструкции
построенная в Египте лодка затонула.
В 1970 г. Хейердал предпринял еще одну попытку пересечь Атлантический
океан на тростниковой лодке "Ра-2", которую строили боливийские индейцы
аймара с озера Титикака. Учитывая опыт прошлогоднего рейса, на этот раз
было решено сделать более прочным не только корпус, но и рулевые весла.
Четверо мастеров-индейцев и помогавшие им марокканцы работали не щадя
сил.
Сначала они сделали из отдельных стеблей папируса две огромные сигары,
уложенные в тонкую папирусную циновку, которую сплели так, что концы
стеблей были обращены внутрь и сплющены. До того, как их начали
стягивать веревками, десятиметровые цилиндры были такие толстые, что без
подставки до верху невозможно было дотянуться. В проходе между ними
сделали в ту же длину третью, гораздо более тонкую сигару, к которой они
должны были крепиться.
Эта операция проходила так: длинными, в несколько сот метров, веревками
связывали тонкое папирусное веретено с толстыми, сначала с одним, потом
с другим, спиральной вязкой так, что веревки не соприкасались. Когда
индейцы все вместе стали натягивать обе веревки, толстые сигары все
ближе подтягивались к тонкой, в конце концов, сомкнулись, и она совсем
скрылась, образовав как бы незримую сердцевину.
Получился нерасчленимый, словно литой, корпус без узлов и
перекрещивающихся веревок, оставалось только удлинить веретена с обоих
концов, чтобы нос и корма изящно загнулись вверх. Затем добавили по
бокам еще по толстой папирусной "колбасе" – для перехвата волн и
увеличения ширины лодки. После этого члены экипажа сами установили
десять поперечных брусьев под легкую плетеную каюту, стояки для мостика
и две пяты для тяжелой двойной мачты. "Ра-2" оказалась на три метра
короче "Ра-1".
Основные характеристики "Ра-2": 12 м в длину, 5 м – в ширину, 2 м – в
толщину. Каюта – длина 4 м, ширина 2,8 м. Парус – красное солнце (символ
бога Солнца Ра) на белом полотнище.
Утром 17 мая 1970 г. "Ра‑2" вышла из марокканского города Сафи (Северная
Африка) и направилась через Атлантический океан к берегам Южной Америки.
Экипаж "Ра-2" состоял из восьми человек: Тура Хейердала (Норвегия),
Нормана Бейкера (США), Карло Маури (Италия), Кея Охары (Япония), Юрия
Сенкевича (СССР), Жоржа Сориала (Египет), Сантьяго Хеновеса (Мексика),
Мадани Аит Уханни (Марокко).
Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором было представлено большое
разнообразие рас, национальностей, религий и политических мировоззрений,
с тем чтобы продемонстрировать, что по меньшей мере на таком маленьком
плавучем островке люди могут сотрудничать между собой и жить в мире.
10 июля с мачты раздался крик Нормана Бейкера: "Земля! Земля по правому
борту! "
Так, спустя 57 дней мореплаватели достигли берегов Барбадоса. Общая
протяженность плавания составила 5 700 км. Успех экспедиции на "Ра-2"
подтвердил гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансокеанских
контактов. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и
представила свой доклад в Организацию Объединенных Наций.
В настоящее время легендарная лодка "Ра-2" хранится в музее "Кон-Тики" в
Осло. Музей этот частный и один из самых посещаемых. Помимо двух
уникальных экспонатов – плота "Кон-Тики" и папирусной лодки "Ра-2",
здесь выставлены также гигантская статуя с острова Пасхи и любопытная
коллекция археологических находок из Перу и Полинезии.
|
|