Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Суомен Йоутсен»
|
|
Суомен Йоутсен (фин. Suomen Joutsen — Лебедь Финляндии) — учебный
корабль Военно-морских сил Финляндии, ныне корабль-музей.
История
Парусник был построен и спущен на воду 16 октября 1902 года в Сен-Назере
(Франция) под названием «Лаэннек» (в честь французского врача Рене Лаэннека). Во
время своего первого рейса в Англию «Лаэннек» столкнулся в Бискайском заливе (по
другим данным, в Бристольском канале) с британским грузовым судном; последнее
затонуло в результате столкновения. После ремонта «Лаэннек» возил селитру из
Чили в Европу.
В 1911 году во время шторма фрегат ударился о каменную пристань в одном из
испанских портов, серьёзно повредив корпус. В 1914 году во время сильного шторма
в Северной Атлантике грот-мачта упала на левый борт корабля.
В годы Первой мировой войны «Лаэннек» перевозил секретный фрахт из США в Европу.
В 1921 году фрегат был продан гамбургской компании H. H. Schmidt & Co, в
результате чего был переименован в «Ольденбург» и стал учебным судном торгового
флота компании.
В 1930 году «Ольденбург» был приобретён Финляндией для использования в учебных
целях; тогда же он получил название «Суомен Йоутсен» (Лебедь Финляндии или
Финский лебедь, в честь одного из национальных символов Финляндии —
лебедя-кликуна). В 1931—1939 годах он совершил восемь длительных океанских
плаваний в качестве учебного судна Военно-морских сил Финляндии.
В годы Зимней войны и Войны-продолжения «Суомен Йоутсен» использовался в
качестве плавучей базы подводных лодок, а сразу после войны — в качестве
тральщика.
В послевоенные годы парусное судоходство на Балтике начало сокращаться. Судно
стало эксплуатироваться всё реже, и его планировали сдать на металлолом. Однако
глава профсоюза моряков Финляндии Нийло Вялляри потребовал от властей найти
место для его швартовки, пригрозив в противном случае приостановить
судоходство[1]. В 1956 году «Суомен Йоутсен» был пришвартован к берегу реки Аура
в Турку, рядом с мостом Мартинсилта.
В 1961—1991 годах на фрегате располагалась морская профессиональная школа.
В 1991 года фрегат был отреставрирован и передан в собственность морскому центру
Турку Форум Маринум. В настоящее время он является музеем, одним из символов
города и местом проведения различных встреч и мероприятий.
Океанские плавания
Первый рейс
22.12.1931-22.5.1932. Маршрут: Хельсинки — Копенгаген — Тронгисвагур (Фарерские
острова) — Халл (Англия) — Лас-Пальмас — 5,5 градусов северной широты —
Понта-Делгада (Азорские острова) — Виго (Испания) — Хельсинки.
Второй рейс
20.10.1932-3.6.1933. Маршрут: Хельсинки — Лас Пальмас — Рио-де-Жанейро —
Монтевидео — Буэнос-Айрес — Сент-Люсия — Сент-Томас (Виргинские острова) —
Понта-Делгада — Хельсинки.
Третий рейс
1.11.1933-15.5.1934. Маршрут: Хельсинки — Марсель — Александрия (Египет) —
Неаполь (Италия) — Санта-Крус (Канарские острова) — Порт-о-Пренс (Гаити) —
Лиссабон — Хельсинки.
Четвёртый рейс
31.10.1934-3.5.1935. Маршрут: Хельсинки — Картахена — Пирей — Салоники — Бейрут
— Хайфа — Александрия (Египет) — Касабланка (Марокко) — Понта Делгада —
Грейвсенд (Англия) — Хельсинки. Плавание в рамках выставки промышленной
продукции Финской Ассоциации экспортёров.
Пятый рейс
9.10.1935-2.7.1936. Маршрут: Хельсинки — Лиссабон — Ла Гуардиа (Венесуэла) —
Картахена (Колумбия) — Колон (Панама) — Панамский канал — Бальбоа (Панама) —
Кальяо (Перу) — Вальпараисо (Чили) — Мыс Горн — Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро —
Понта-Делгада — Хельсинки. Плавание в рамках выставки промышленной продукции
Финской Ассоциации экспортёров.
Шестой рейс
2.11.1936-1.5.1937. Маршрут: Хельсинки — Порту — Дакар (Сенегал) —
Сьюдад-Трухильо — Веракрус — Гавана — Нью-Йорк — Осло — Хельсинки. Плавание в
рамках выставки промышленной продукции Финской Ассоциации экспортёров.
Седьмой рейс
20.10.1937-12.5.1938. Маршрут: Хельсинки — Фуншал — Монтевидео — Острова
Тристан-да-Кунья — Кейптаун — Кале — Хельсинки.
Восьмой рейс
27.10.1938-23.4.1939. Маршрут: Хельсинки — Бордо — Касабланка — Пернамбуку —
Сан-Хуан — Понта Делгада — Роттердам — Хельсинки.
Первым рейсом руководил командор Арво Альфред Лието. Следующие шесть рейсов
возглавлил командор Джон Вильям Конкола, а последний, восьмой рейс возглавил
капитан-лейтенант Унто Войонмаа.
Командор Конкола стал одним из «мысгорновцев», поскольку ему удалось одолеть Мыс
Горн во время пятого рейса фрегата, который он возглавлял.
Командующие
Командующие судном с 1931 года:
Арво Альфред Лието (до 1905 года Лилиус; род. в 1891 году в Хельсинки) был
первым капитаном судна с 23.11.1931 по 11.03.1932[3]. Он был отозван полковником
Вяйнё Вальве после аварии вблизи Фарерских островов, произошедшей во время
первого рейса. Лието был командором и капитаном судна. Супругой Лието с 1918 по
1937 год была актриса Мартта Ханнула.
Джон Вильям Конкола, командор, капитан судна, 11.3.1932 — 3.12.1938
Унто Адольф Войонмаа, капитан-лейтенант, 3.12.1938 — 22.4.1941
Арно Валио Лапинйуоси, командор 11.6.1948 — 27.4.1951
Альпо Калерво Ламминен, командор, 27.4.1951 — 22.11.1952
Интересные факты
Игрушечная копия судна на ул. Турку в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге на улице Турку, на месте старого русла реки Волковки
установлена игрушечная копия судна, на носу которой, как и на носу оригинала,
изображён летящий лебедь, а на трёх мачтах поднят Национальный Финский флаг.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии |
|