|
Корабли
До
1500 года
1500 - 1600
год
1600 - 1700
год
1700 - 1800
год
1800 - 1900
год
После 1900 года
Чертежи
1
страница
2 страница
3 страница
4 страница
5 страница
Книги
Модели
Гостевая
|
«Тайпинг»
|
|
Л. СКРЯГИН
6 СЕНТЯБРЯ 1866 ГОДА в 9 часов 45 минут английский клипер "Тайпинг", на 99
сутки после выхода из китайского порта Фучжоу, ошвдртовался у стенки Лондонского
дока. Через полчаса после этого в Ост-Индском доке Лондонского порта отдал
швартовы английский клипер
"Ариэль", а в 23 часа 30 минут в Вест-Индском доке,
за несколько минут до того, как закрылись шлюзовые ворота, стал к стенке
английский клипер "Серика". Снявшись с якоря на реке Минь в один и тот же день
эти три судна, пройдя-16 тысяч миль, вошли в устье Темзы с одним и тем же
приливом. На следующие сутки в Лондон прибыл клипер "Файри Кросс", а 9 сентября
- клипер "Тайтсинг", который вышел из Фучжоу на день позже.
Так закончилось это состязание в скорости пяти лучших британских клиперов,
вошедшее в историю мореплавания под названием "Великая чайная гонка 1866 года".
Зачинщиками этих гонок были чайные купцы.
В Англии в те годы считалось шиком подать к столу китайский чай нового урожая.
На рынках Лондона он шел по высокой цене. Особенно модным считалось угощать
гостей чаем, доставленным каким-нибудь знаменитым клипером. Лондонцы именовали
чай не только "китайским", но и добавляли при этом такие определения, как "фалконский"
(по названию клипера "Фалкон") или "ариэльский" (по названию клипера "Ариэль").
У большинства англичан гонки чайных клиперов были столь же популярны, как
скачки, крикет и состязание гребных восьмерок. У клиперов были свои болельщики,
которые держали пари на исход гонки, а судовладельцы, чайные купцы и капитаны
клиперов бились об заклад немалыми суммами.
В 1868 году фрахтовые ставки для клиперов, грузивших в порту Фучжоу чай нового
урожая, поднялись.
К началу мая того же года на рейде указанного порта стояли 16 самых выдающихся в
истории британского судостроения клиперов. Все они ожидали подхода с верховья
реки Минь барж с кипами чая нового урожая.
Среди них были, помимо перечисленных выше клиперов, такие быстроходные суда; как
"Фалкон", "Флайинг Спар", "Влэк Приис", "Чайнамен", "Ада", "Кулнакайл", "Янтцзы",
"Уайт Эддер", "Голдеи Спар" и другие.
Капитаны стоявших на реке Минь судов решили, что снимутся с якоря в последний
день мая и начнут гонку. Первым выбрал якорь "Ариэль" - новый клипер,
построенный в Шотландии. Но пока он на буксире маломощного парохода добрался до
входного бара реки, прилив кончился и ему пришлось ждать следующего дня.
Видя, как "Ариэль" снимается с якоря, капитан "Файри Кросса" Робинсон, даже не
подписав коносамента, нанял мощный буксир, прошел благополучно бар реки и 29 мая
вышел в открытое море на 14 часов раньше "Ариаля", "Файри Кросс", построенный в
Ливерпуле, являлся самым старым из стартовавших клиперов. Под командованием
Робинсона он был победителем чайных гонок 1861, 1862, 1863 и 1865 годов, "Ариэль"
сумел пройти бар лишь в 10 часов 30 минут следующего дня, Спустя 20 минут за ним
устремились "Серика" и "Тайпинг". В полночь 31 мая ваял старт и "Тайтсинг".
Первый этап гонки на 16 000 миль проходил по Южно-Китайскому морю, усеянному
многочисленными мелями, рифами и островами, на которых в те годы еще обитали
пираты.
Здесь каждый капитан шел своим маршрутом, руководствуясь личным опытом и знанием
района плавания.
При легком северо-восточном бризе "Файри Кросс" сумел удержать место лидера, 8
июня его едва не обошел "Ариаль", который следовал противоположным галсом. Оба
клипера умело использовали сильный ветер и шли долгое время вместе, Но 19 июня "Файри
Кросс" вырвался вперед и на 20 часов раньше "Ариэля" прошел Зондский пролив.
За "Ариэлем" через несколько часов в пролив вошел "Тайпинг", затем "Серика" - 22
июня и "Тайтсинг" - 25 июня. На переходе через Индийский океан клиперы показали
лучшую скорость, "Файри Кросс" 24 июня прошел 328 миль со средней скоростью 13,7
узла. Он по-прежнему оставался лидером и на 46 день плавания обогнул мыс Доброй
Надежды. Следовавший за ним "Ариэль" шел с опозданием на день, "Серика" - на
четыре дня, а "Таитсинг" - на семь. За три недели до пересечения экватора "Тайпинг"
и "Серика" сравнялись, а "Тайтсинг" отставал от них на два дня. 9 августа "Тайпинг"
и "Файри Кросс" встретились в океане у мыса Дакарм. В течение следующих 8 дней,
в зоне "лошадиных широт", они держались вместе. Капитан "Тайпинга" сумел поймать
легкий бриз с правого борта и оторвался от лидера, который остался без ветра еще
сутки. Однако капитан "Ариэля" проложил у Дакара курс значительно мористее и,
когда с океана задул ветер, оказался лидером гонки. "Тайтсинг", отставший перед
мысом Доброй Надежды, сумел обойти "Серику", "Файри Кросс" и "Тайпинг", едва не
перегнав "Ариэля".
|
|